киндерINFO. статьи и интервью
Юлия Голова (Союзмультфильм): «Мы делаем ставку на качественный и любимый зрителями контент»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 11.04.2024. СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ
Лицензионный рынок существенно изменился за последние два года. Росту интереса лицензиатов к отечественным лицензиям способствует не только уход иностранных правообладателей, но и яркие российские кино- и анимационные премьеры. О работе в сегодняшних условиях рассказала Юлия Голова, руководитель лицензионного отдела киностудии «Союзмультфильм».
Юлия Голова (Союзмультфильм)
Юлия, от чего, на Ваш взгляд, сейчас зависит успешное развитие бизнеса на лицензионном рынке?
От того, насколько привлекателен и популярен бренд и насколько выгодны лицензиату предлагаемые условия маркетинговой поддержки. В этом смысле уход иностранных компаний стал для нас определенным вызовом. У зарубежных коллег-правообладателей были другие возможности, опыт, бюджеты, что определяло уровень их предложений. Сейчас нам нужно вырасти над собой и предложить потенциальным партнерам аналогичный спектр мер поддержки.
«Союзмультфильм» довольно оперативно оценил этот вызов: в структуре киностудии уже не первый год существует и успешно развивается лицензионное агентство. Кроме того, в нашем инструментарии есть собственный телеканал «Мультиландия» с общим охватом аудитории в 46 миллионов зрителей, офлайн-площадки «Союзмультпарк » в Москве и Казани, а также широкие возможности, чтобы проводить городские праздники и другие значимые мероприятия, сотрудничать с крупными фестивалями и форумами.
Как лицензионный рынок и сфера российской анимации изменились за 2023 год?
По нашим ощущениям, лицензионный рынок стал более активным, существенно выросла интенсивность работы. Даже те производители, которые никогда не сотрудничали с российскими студиями, теперь проявляют живой интерес к отечественным лицензиям. Чтобы удовлетворить такой аппетит, нужно еще больше анимационных брендов, и, думаю, со временем они появятся.
Российская анимационная индустрия в условиях санкций продолжает последовательно развиваться. Увеличилось окно проката, благодаря чему появляются новые франшизы, растет интерес зрителей к полнометражным анимационным релизам. И вот уже в начале 2024 года был установлен новый рекорд: мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли» от студии «Мельница» всего за месяц собрал в российском прокате миллиард рублей! Еще несколько лет назад такое невозможно было себе представить.
Растет как количество выпускаемого контента (и в наименованиях, и в минутах), так и доходы студий (в том числе от продажи медийных прав и реализации лицензий). Только «Союзмультфильм» с 2018 года создал более 150 часов контента, из них 33 часа – в 2023 году. Всего в нашем портфеле постоянно находится порядка двадцати проектов.
Как видите, спрос на контент продолжает расти, и эксперты прогнозируют, что к 2026 году общий объем рынка российской анимации составит 20 млрд рублей.
Мы также наблюдаем, что потребители начинают относиться к отечественным товарам с бóльшим доверием и охотно на них переходят. Прошлый год наглядно продемонстрировал, что российские бренды могут иметь на рынке грандиозный успех. Так, общий объем продаж игрушек Чебурашка на отечественных маркетплейсах составил 112 млн рублей (для сравнения: в 2022 году, до выхода фильма, этот показатель был равен 14 млн рублей).
Какие тенденции лицензионной индустрии вполне ожидаемы, а какие стали для «Союзмультфильма» неожиданными?
Мы понимали, что интерес к отечественным франшизам будет расти, однако успех «Чебурашки» кратно увеличил этот интерес! Возник самый настоящий ажиотаж на покупку лицензий: мы получали до пятидесяти запросов в день. Вот этого мы точно не ожидали.
Интерес начали проявлять в том числе и канцелярские компании, которые раньше не слишком часто приобретали лицензии на российских анимационных персонажей. Сейчас ситуация в корне изменилась: со стороны как крупнейших лицензионных игроков на рынке, так и небольших компаний доверие к отечественной анимации выросло в разы.
Как меняется уровень конкуренции на рынке? Могут ли появиться и появляются ли в российской лицензионной индустрии новые игроки?
Уход иностранных брендов привел к снижению конкурентного напряжения на рынке, что в долгосрочной перспективе, конечно, может позитивно сказаться на количестве новых брендов и скорости их развития. Вместе с тем нельзя не отметить, что отечественные студии получили карт-бланш, и многие уже успели им воспользоваться. Для региональных игроков также открылось окно возможностей. Например, наш партнер по нескольким проектам, хабаровская студия «Мечталёт», заручившись поддержкой региональных властей, начала очень активное продвижение на федеральном и международном рынках. Теперь проекты этой студии представлены на всех онлайн-платформах – а ведь еще несколько лет назад такое трудно было себе представить!
Что касается крупных игроков рынка, то они в 2023 году не столько создавали новые бренды, сколько использовали ностальгические факторы и вложились в производство ребутов, спиноффов и новых сезонов уже существующих и популярных проектов. Несомненно, это является общемировым трендом: мы наблюдаем выход новых частей «Кунг-фу Панды», перезапуски и приквелы «Короля Льва», возвращение Соника, Мегамозга, Дятла Вуди и многих других знаменитых персонажей.
И у нас самые растущие бренды на рынке – уже известные и любимые: они обретают новое рождение, раскрываются новыми гранями. Например, в 2023 году продажи товаров с героями нашей «Золотой коллекции» выросли в четыре раза.
На рынке много контрафакта. Какие меры принимает «Союзмультфильм» для борьбы с ним?
Могу сказать, что в последние годы мы усилили борьбу с контрафактной продукцией. Юридический департамент «Союзмультфильма» постоянно проводит соответствующие мониторинги, выявляя тысячи нарушений по всей стране. По каждому случаю составляется претензия. Да, это объемная, масштабная и длительная работа, но ее надо проводить, чтобы установить новые правила игры и обеспечить права добросовестных лицензиатов. Здесь мы твердо встаем на их защиту, и суды в 100% случаев принимают сторону «Союзмультфильма».
На чем «Союзмультфильм» планирует фокусироваться в 2024 году?
Мы делаем ставку на качественный и любимый зрителями анимационный контент, а также на франшизы игрового кино. Наша команда намерена работать над дальнейшим заполнением товарных ниш, которые освободились в связи с уходом с российского рынка зарубежных производителей: мы хотим, чтобы в результате гармоничного союза правообладателей и производителей у нас в стране появились собственные популярные бренды конструкторов, кукол и пр.
В целом нас интересуют крупные системные проекты и коллаборации. В лицензионном направлении мы готовимся представить новые коллекции одежды, несколько программ QSR и ряд акций в ретейле. Планы очень насыщенные, так что поклонников анимации ждет множество встреч с героями любимых мультфильмов не только на экранах, но и в жизни.
Как лицензионный рынок, по Вашим прогнозам, будет развиваться в ближайшее время?
Российский лицензионный рынок продолжит расти. Этому способствуют многие факторы. Тема лицензирования постоянно обсуждается на крупных форумах, проводятся новые отраслевые мероприятия. Кроме того, в прошлом году Президент РФ поручил правительству проработать механизм субсидирования производителей, приобретающих отечественные лицензии. Когда этот механизм начнет действовать, он существенно повлияет на и так весьма оживленный российский лицензионный рынок: господдержка станет для него мощным катализатором.