КИНДЕРNEWS. НОВОСТИ РЫНКА
Россияне начали экономить на детских товарах
КИНДЕРINFO. 21.11.2023. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
В России стали меньше покупать товаров для детей. Продажи детского питания за 10 месяцев текущего года рухнули на 29 процентов, а продажи игрушек снижаются с сентября, хотя до этого цифры были на уровне прошлогодних. Эксперты уверены, что к Новому году спрос традиционно повысится, но констатируют упрощение рынка детских товаров – место западных брендов занимают более дешёвые аналоги из КНР.
Как следует из исследования аналитиков системы сервисов для автоматизации бизнеса «Контур.Маркет», которое специалисты подготовили для «Октагона», в 2023-м произошло резкое снижение потребления детского питания. По данным из 75 тыс. торговых точек по всей России в сферах розницы и малых оптовых продаж, за 10 месяцев потребление детского питания снизилось на 29 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сосок и бутылочек стали покупать на 9 процентов меньше.
– Падение спроса на соски, бутылочки и детское питание может быть связано с тем, что 2022-й был довольно кризисный – минимум два раза в течение прошлого года был ажиотаж, когда детские товары сметали с полок. То есть покупатели запаслись сухими смесями и прочими товарами долгосрочного хранения, поэтому в 2023 году их покупали не так активно. Также высока вероятность того, что детское питание в виде пауч-пакетов и готовых смесей приобретают реже, чтобы экономить. Родители стали чаще готовить смеси самостоятельно, а не покупать готовые, – поясняет «Октагону» аналитик «Контур.Маркета» Дарья Жигалина.
РОДИТЕЛИ ЭКОНОМЯТ НА ИГРУШКАХ
Спрос на игрушки в течение года был умеренным, но в сентябре произошло резкое снижение. Число покупок в сентябре сократилось на 9 процентов относительно аналогичного периода прошлого года. Средневзвешенная цена на игрушки за год выросла на 26 процентов – с 620 до 782 рублей.
– Выручка в сентябре действительно оказалась ниже, чем даже в летние месяцы, которые традиционно для нашего сегмента не лучшие. Но цены на игрушки приходится поднимать – основная проблема в курсе валюты. Если смотреть по годам, то золотым временем для нас стал 2021-й, когда был бурный рост сегмента. В прошлом году западные бренды начали уходить из крупных сетей, спрос оттуда перешёл к нам. Так у нас было, например, с куклами LOL, – рассказывают изданию в новосибирском магазине Nskusa.
Выручка магазинов детских товаров планомерно снижается. Как рассказывают владельцы торговых точек, родители совершают меньше импульсивных покупок.
– Если раньше к новогодним праздникам родители кроме куклы, брали, допустим, адвент-календари (Календарь обратного отсчёта до Нового года с подарками. – τ.), то сейчас их не покупают или берут один на двоих детей, хотя раньше брали каждому свой, – отмечают собеседники издания.
СПРОС НАВЕРСТАЮТ В НОВЫЙ ГОД
По словам экспертов, ещё одной причиной спада продаж в сентябре стала подготовка к школе.
– С началом учебного года активизируются различные административные сборы, взносы, плюс смена сезона – одежду и обувь нужно покупать теплее, поэтому на игрушках в этот период могли просто экономить. Тем более что после ухода из РФ множества иностранных производителей стоимость игрушек значительно возросла, а полноценной замены западным производителям на российском рынке пока не наблюдается. Тот же Lego не могут заменить, и его остатки продаются по завышенным ценам, – поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что снижение продаж в сентябре будет компенсировано привычным ростом перед Новым годом, при этом спрос может повыситься уже по итогам ноября – за счёт «чёрной пятницы».
Собеседники издания также отмечают, что сейчас происходит упрощение предложения. Многие магазины, которые раньше ориентировались на западные бренды, перераспределяют ассортимент в сторону китайских аналогов.
– Мы это видим даже по предложению на маркетплейсах, там неоригинальные Барби и другие аналоги популярных игрушек. Все они выставлены по ценам ниже закупочных для оригиналов, но позиционируются как оригинальный товар. Поэтому мы не исключаем, что скоро рынок заполонят подделки, – резюмирует собеседник из магазина игрушек в Казани.
Источник: Октагон