киндерINFO. статьи и интервью
Олег Морозов (Детская литература): «Важно приучить ребенка к чтению»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 06.11.2024. КНИЖНЫЙ РЫНОК
Новые виды изданий, инновационные формы подачи информации и популяризация классических жанров позволяют книжному бизнесу привлекать и удерживать внимание детей. Однако конкуренция с гаджетами и другими медийными продуктами остается очень серьезной.
О тенденциях рынка изданий для детей читателям журнала КИНДЕРinfo рассказал Олег Морозов, генеральный директор издательства «Детская литература».
Олег Морозов (Детская литература)
Олег, что сегодня происходит в сфере детской литературы и изданий для образования и развития детей? Какие основные тенденции определяют развитие того сегмента рынка, в котором работает Ваша компания?
Спрос на подростковую литературу продолжает расти, особенно на произведения российских авторов. В январе этого года мы запустили импринт «Маракуйя», который фокусируется на young adult литературе для подростков от 15-16 лет. Если раньше многие издательства были ориентированы на широкий круг читателей, то сейчас целевая аудитория разделена более четко. Это особенно заметно в литературе young adult, спрос на которую активно растет: поп-культура и тренды из соцсетей, в том числе «букток», оказывают значительное влияние на тематику и жанры новинок.
Кроме того, наблюдается рост интереса к детскому нон-фикшн на разнообразные темы. В нашем издательстве в данный момент активно развиваются две основные серии в этом сегменте: «Лёва и Лиза в поисках ответов» и «Просто об искусстве».
Какие виды изданий для детей сейчас наиболее востребованы? С чем это связано?
Сейчас один из самых востребованных жанров в детской литературе – это звериный детектив (истории про животных, которые разгадывают тайны или ведут расследования). В начале года наше издательство запустило новую серию «Дело ведет медоед» как раз в этом жанре. Детектив получился настолько увлекательным, что даже взрослые читают его взахлеб. Во многом именно в этом и кроется популярность жанра: детективные истории интересны и детям, и родителям, которые им читают вслух или вместе с ними. К слову, первая книга серии «Ищите шишку, или При чем тут куница?» вошла в шортлист конкурса на соискание премий имени Корнея Чуковского.
От чего зависит и как в последнее время меняется покупательский спрос? Какие характеристики детских изданий наиболее важны для целевой аудитории – для детей и их родителей?
Покупательский спрос во многом зависит от демографической ситуации. Если в 2014 году было рождено 1,9 млн детей, то в 2023 году — только 1,2 млн. Происходит сокращение читательской базы детской литературы. Кроме того, наблюдаются изменения в предпочтениях поколений: решение о покупке детской книги принимают не только дети, но и их родители, а также бабушки и дедушки. Последние сейчас меняются — уходят те, кто много читал в Советском Союзе, и именно они формировали круг чтения своих внуков. В результате постепенно снижается спрос на классических детских писателей.
Сейчас мы активно расширяем ассортимент, например, заходим в новый для издательства жанр «Комиксы». Наша логика проста: важно приучить ребенка к чтению, независимо от формата книги. Дети проводят много времени в интернете, поэтому тексты с большим количеством иллюстраций становятся всё более актуальными. Комиксы как раз отвечают этим требованиям. Ранее к ним было скептическое отношение, считалось, что они не совсем литература. Однако это просто другой способ подачи информации и потребления контента. Неспроста в прошлом году ряд издательств начали выпускать комиксы по классическим произведениям.
В целом важные для покупателей характеристики детских изданий остаются без изменений: читатели по-прежнему много внимания обращают на внешнее и внутреннее оформление, ориентируются на возраст и интересы ребенка, наличие в литературе как образовательной, так и развлекательной составляющей.
Какие проблемы сегодня стоят перед компаниями, выпускающими детские издания, наиболее остро?
На сегодняшний день главной проблемой для издательств, выпускающих детские книги, является огромная конкуренция за внимание ребенка с другими медийными продуктами и гаджетами. В эпоху социальных медиа тренды возникают и исчезают с поразительной скоростью, что приводит к нестабильности спроса на книжном рынке.
Кроме того, сократилось предложение западных авторов. Теперь мы в своей стратегии отдаем им третье-четвертое места, и в первую очередь вкладываемся в российских писателей.
Увеличились сроки реализации проектов. Когда зарубежные издатели прекратили работу на российском рынке, резко вырос спрос на отечественных иллюстраторов, что привело к серьезной загрузке этих специалистов, и создание книги теперь занимает до года, а иногда и больше.
Как в условиях санкций и экономического кризиса меняется себестоимость изданий? Пришлось ли Вам что-либо менять в сфере производства?
Себестоимость производства постоянно растет, в то время как покупательная способность населения, к сожалению, снижается. Тем не менее мы уверены, что качество продукта не должно страдать, поэтому стараемся сбалансировать два основных аспекта – ценовую доступность для широкого потребителя и качество изданий.
Поскольку контент в основном потребляется в интернете, мы рассматриваем новые проекты комплексно, анализируя экономику каждого проекта с учетом всех книжных форматов – электронных, аудио и бумажных.
Уважаемые читатели! Если вы не получили осенний номер печатного журнала КИНДЕРinfo на выставках «Мир детства» и «CJF — Детская мода», пришлите, пожалуйста, на news@kinder-info.ru свой точный почтовый адрес. Мы отправим журнал вам по почте.
киндерINFO. КНИЖНЫЙ РЫНОК
06.11.2024
Елена Измайлова (Clever): «Детские книги нужны во все времена, поэтому спрос стабилен»
О тенденциях и перспективах книжной отрасли мы беседуем с Еленой Измайловой, главным редактором издательства Clever.
06.11.2024
Олег Вишняков (ИД Лев): «У нас появляется больше вариантов для поддержания качественного ассортимента изданий с российскими персонажами»
06.11.2024
Мария Терехова (Ламинария): «Родители ищут книги, которые займут ребенка на несколько вечеров»
06.11.2024
Денис Смолянинов (ИД Питер): «Спрос на детские книги по-прежнему остается высоким»
06.11.2024
Екатерина Рощина (Счастье внутри): «Наша миссия – совместить чтение и игру»
06.11.2024
Екатерина Каширская (Пешком в историю): «Задача издателя – обеспечить максимально разнообразное предложение»
КИНДЕРINFO. ПЕЧАТНЫЙ B2B-журнал. ОСЕНЬ 2024
04.10.2024
СОДЕРЖАНИЕ и PDF ОСЕННЕГО НОМЕРА ЖУРНАЛА КИНДЕРinfo
Для осеннего номера журнала редакция КИНДЕРinfo подготовила более тридцати актуальных материалов, посвященных различным аспектам ведения бизнеса в сфере детских товаров.
На страницах печатного издания опубликованы результаты исследований рынка, статьи о важных тенденциях отрасли, интервью с первыми лицами ведущих компаний.