киндерINFO. статьи и интервью
Екатерина Сойак (EMTG): «Франшиза не гарантирует 100% успеха, но дает действующие механизмы ведения бизнеса»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 11.04.2024. ФРАНШИЗЫ
Что лучше для розницы: собственный бизнес или работа по франшизе? Такой вопрос наверняка задавали себе и начинающие предприниматели, и многие владельцы уже работающих детских и канцелярских магазинов. За профессиональными рекомендациями в этой сфере редакция журнала КИНДЕРinfo обратилась к Екатерине Сойак, генеральному директору EMTG, основателю выставки франшиз BuyBrand, эксперту по франчайзингу.
Екатерина Сойак (EMTG)
Какие плюсы и минусы для бизнеса есть у формата работы по франшизе по сравнению с развитием собственного розничного бренда?
Франшизы бывают разные (как качественные, проработанные и проверенные временем, так и наоборот), но в идеальном варианте плюсы покупки франшизы – это право работать под известным раскрученным брендом с лояльной аудиторией и федеральной маркетинговой поддержкой, проработанная бизнес-модель и готовые регламенты. В большинстве случаев владельцы франшиз предоставляют партнерам помощь в подборе помещения, вплоть до участия в переговорах с арендодателем, отлаженные поставки и организацию логистики. Также франшиза – это защита от конкуренции (как минимум, в рамках одной сети). А главное, если компания проработала на рынке хотя бы три года, вы можете проанализировать ее показатели на предмет устойчивости модели и пообщаться с действующими франчайзи, которые расскажут, как этот бизнес работает на самом деле.
Минусы могут быть такими: стандарты строго прописаны, и за их на рушение вас будут штрафовать согласно договору; любые изменения в работе торговой точки, как правило, необходимо согласовывать с франчайзером. Некоторые предприниматели считают такие ограничения неприемлемыми, поэтому выбирают собственный бизнес.
В чем заключаются главные особенности франчайзинговых розничных проектов, которые сейчас представлены в сегменте детских и канцелярских товаров?
Франчайзеры в этих сегментах стремятся открывать точки на территориях торговых центров, а не в стрит-ретейле. Что касается канцелярской розницы, здесь отличительной чертой является относительно небольшой порог входа: инвестиции начинаются от 2 млн рублей. У детского ретейла планка чуть выше – от 4 млн. Мы также видим тренд на уменьшение форматов: сети, которые раньше развивались как гипер- и супермаркеты, начали запускать франчайзинговые предложения островков и небольших магазинов.
«Создание бизнеса с нуля – это большой риск и большие затраты на изучение рынка, разработку бренда, бизнес-модели, бизнес-процессов, регламентов для персонала и прочее».
По каким критериям следует выбирать франшизу в сегменте детских и канцелярских товаров? Каким образом можно верно оценить возможную эффективность бизнеса?
Франшизу в любом сегменте стоит выбирать, исходя прежде всего из ваших финансовых возможностей. Посчитайте, сколько у вас есть реальных денег – не тех, которые вы надеетесь занять у друзей и родственников или взять в кредит в банке, а тех, которые уже есть на руках. Из этой суммы надо вычесть 20-30%. Получившаяся цифра и будет той суммой, на которую вы можете опираться при выборе франшизы.
Второе – оцените конкуренцию в своем городе или регионе, поймите, с кем вам придется бороться за аудиторию, насколько эта аудитория велика. Если в вашем городе франшизу детских или канцтоваров предлагают сразу несколько сетей, изучите показатели каждой: как давно сеть присутствует на рынке, сколько у нее торговых точек, успешно ли она развивается. Обязательно запросите у каждого франчайзера контакты действующих франчайзи или найдите их сами и пообщайтесь с теми, кто уже приобрел эту франшизу. Результат этих бесед – один из важнейших критериев выбора франшизы.
Какие подводные камни чаще всего встречаются во франчайзинговых договорах? На что предпринимателям следует обращать особое внимание?
Главный подводный камень – это нежелание потенциального франчайзи вчитаться в договор и прочесть его до конца. Обращайте внимание на то, за что и в какие сроки вы будете обязаны платить франчайзеру, какие санкции последуют за просрочку.
«Отличительной чертой франшиз, которые предлагаются в сегменте канцелярской розницы, является относительно небольшой порог входа: инвестиции начинаются от 2 млн рублей».
На каких условиях вы сможете расторгнуть договор в одностороннем порядке и как это может сделать франчайзер?
Сможете ли вы продать свой бизнес и как? Каковы условия работы с поставщиками, как вы закупаете товар – напрямую или через франчайзера? Подводных камней очень много, они специфичны для каждого сегмента, потому надежнее привлечь к изучению договора юриста, который укажет на опасные для вас места.
Если возможно, поделитесь рейтингом франчайзинговых розничных проектов в сегменте детских и канцелярских товаров.
Отдельный рейтинг в данном сегменте мы не создаем, но франшизы детских и канцелярских товаров входят в общий рейтинг BuyBrand, который мы составляем ежегодно. В топ-30 рейтинга за 2022 год попали «КанцПарк» и «Котофей».