НОВЫЕ И ВАЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


WEB-версия первого номера журнала КИНДЕРinfo

В центре внимания


Вебинар о маркировке детской одежды

ПОДПИСКА на НОВОСТИ

Заполните форму подписки на наши почтовые рассылки, и мы будем регулярно присылать на вашу электронную почту дайджесты главных новостей рынка товаров для детей.

CRM-форма появится здесь


Наш Telegram-канал

Подписывайтесь на telegram-канал КИНДЕРinfo и читайте самые актуальные новости рынка товаров для детей!

киндерINFO. статьи и интервью

Угон товарных знаков: как знакомые персонажи могут превратить вашу прибыль в убытки

КИНДЕРINFO. 25.04.2024. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Можно ли продавать игрушку, только слегка напоминающую известного персонажа? Можно ли перевести имя персонажа на другой язык? Что делать, если предлагают партию товара с изображением популярного героя? Каких персонажей можно использовать свободно? «Подводные камни» параллельного импорта и другие юридические аспекты использования популярных персонажей. 

Рассказывает Надежда Курбатова, руководитель команды независимых юристов Zvezda-Astra, специализирующейся на защите ответчиков по искам по нарушению исключительных прав и авторских прав.

Надежда Курбатова, руководитель команды независимых юристов Zvezda-Astra

Надежда Курбатова, руководитель команды независимых юристов Zvezda-Astra

Авторские права

С детства каждого из нас окружают персонажи – из мультфильмов, сказок, фильмов, литературных произведений. Герои популярных произведений входят в нашу жизнь, мы начинаем воспринимать их как друзей.

 Мы безошибочно узнаем героев в любом формате, например, в виде изображений, по голосу, отрывкам музыкальных мелодий, крылатым фразам, присущим героям. Собственно, узнаваемость и любовь публики делает их популярными. А основа узнаваемости - подробно описанный внешний вид, поведение, черты характера, голос, походка, привычки, крылатые фразы. 

 С точки закона авторские права распространяются на персонажи в отрыве от произведения, если по своему характеру он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Итак, все (или почти все) популярные персонажи являются самостоятельными объектами интеллектуальной собственности, даже при использовании вне произведения. 

 Любовь населения к популярным героям привлекает бизнес воспроизводить их образы в различных вариантах. Продавать ведь можно любые товары – игрушки, одежду, сумки, канцтовары… А торт с милыми героями мультфильмов на день рождения ребенка? Безусловно, любимые персонажи привлекут внимание покупателей, за чем последуют гарантированные продажи. Удачный выбор, скажете вы? 

Но! 

 Уверенный подъем продаж изделий с героями произведений может внезапно смениться таким же уверенным падением прибыли. Но не вследствие потери интереса публики к персонажу, а в результате получения судебного иска от правообладателя. 

До сих пор часть наших предпринимателей недостаточно задумывается о том, что использование персонажей из произведений несет серьёзную опасность для бизнеса. Конечно, только когда они используются без разрешения правообладателя, ведь это – нарушение закона. Я это знаю по количеству исков о защите исключительных прав на персонажей, для защиты от которых к нам обращаются ответчики. В группе риска среди предпринимателей – розничные продавцы, в особенности детских и подростковых товаров, мелкие производители сувениров, украшений, частные кондитеры.

Что же нужно знать, для того чтобы не нарушать закон и принимать взвешенные решения об использовании персонажей произведений?

Давайте разберем. 

 Как мы уже знаем, персонажи являются неотъемлемой частью произведения. Постановление Пленума ВС РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 конкретизирует, в каких случаях на персонажа распространяются авторские права: 

  1. Персонаж сохраняет свою узнаваемость в отрыве от всего произведения, 
  2. Он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и выражен в объективной форме (отрисован, создан в объемной форме и т. д.). 

Эти условия должны действовать в совокупности

На популярных героев, которые являются предметом интереса со стороны бизнеса, правообладатели иногда регистрируют товарные знаки. В итоге персонаж защищен сразу двумя способами: как произведение и как товарный знак, и использование персонажа без разрешения правообладателя даже в одном товаре является сразу двумя правонарушениями (ст. 1301 и 1515 ГК РФ). И при получении иска придется отвечать сразу за два нарушения.

Следует отметить, что ответственность за нарушение прав на персонажа, зарегистрированного в качестве товарного знака, гораздо строже, чем ответственность за нарушение прав на персонажа, охраняемого как произведение. Это обусловлено тем, что товарный знак зарегистрирован публично, и узнать о нем может любой желающий на сайте ФИПС. В то же время, ответственность за нарушение прав на персонажа, охраняемого как произведение, несколько мягче, так как имеется возможность доказать, что персонаж не является самостоятельным произведением, а также нарушитель мог добросовестно заблуждаться относительно него. 

 Важно добавить, что не только персонажи, но и другие части произведения нельзя использовать без письменного разрешения правообладателя: «К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры)…» (п. 81 Постановления Пленума ВС РФ N 10). Поместить кадр из известного мультфильма у себя на сайте или рекламном буклете без разрешения– нельзя! 

Можно ли использовать персонаж «частично» 

Персонаж может быть описательным, то есть выраженным только словесно, письменно или устно, может быть в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др. (п. 82 Постановления Пленума ВС РФ N 10). Может присутствовать несколько характеристик персонажа одновременно. 

Воспроизведение даже одной любой характеристики персонажа, например, голоса, если он узнаваем, является правонарушением. То же относится к тексту, описывающему персонаж, и даже к частичному изображению, если по индивидуализирующим признакам можно узнать персонаж (силуэт, части одежды и т.п.). 

Можно ли продавать персонаж, похожий на изначальный 

«А что, если я выпущу и буду продавать не в точности исходного героя, а похожую на него игрушку (двух-, трехмерное или любое другое изображение)», - думает продавец. И вот в этом случае можно неожиданно для себя получить повестку в суд. 

Например, в деле А40-255572/2023 иск был предъявлен на неправомерную продажу мягкой игрушки в виде всем известного фантазийного существа. Ответчик продавал фигурку, похожую на оригинал, но с некоторыми изменениями и другого цвета.

Оригинальный персонаж был защищен товарным знаком и являлся словесно-изобразительным обозначением. При сравнении изображений суд счел, что игрушка ответчика сходна до степени смешения с оригинальной, защищенной товарным знаком, и определил наличие вины ответчика в форме неосторожности. Суд отметил, что ответчик имел реальную и объективную возможность для соблюдения законодательства, в том числе имел возможность проверить открытый реестр товарных знаков на сайте ФИПС, однако, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению. 

Итак, при неполном совпадении объекта авторских прав и спорного объекта, если при первом впечатлении возникает узнавание оригинального защищенного объекта, это считается воспроизведением и при отсутствии разрешения автора является правонарушением (приказ Министерства экономического развития РФ от 20.07.2015 No 482). Другими словами, видоизменять персонажи нельзя, если они сохраняют узнаваемость. В нашем же деле на спорной игрушке была нанесена словесная надпись защищенного персонажа, что усугубило вину ответчика. 

 Создание похожего персонажа, в котором прослеживаются черты, позволяющие узнать исходного героя, по сути является переработкой авторского произведения, что – абсолютно верно, составляет отдельное правонарушение: только автору или правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (пп. 1 и 9 п. 2 статьи 1270 ГК РФ). При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного), а также перевод на другие языки. 

Получается, если производитель, продавец или кондитер напишут имя персонажа на любом другом языке, кроме оригинального, это усугубит вину.

Схема «попадания» розничного продавца 

По закону каждый производитель товаров с использованием чужих объектов авторских прав и/или торговых знаков должен обеспечить юридическую чистоту товаров и документации, заключив лицензионный договор с правообладателем. Если договор не заключен, то товар считается контрафактным (ст. 1515 ГК РФ). 

За продажу контрафакта накажут обе стороны: и производителя, и продавца. Продавца накажут, даже если он не знал, что товар контрафактный: «За нарушение, заключающееся в реализации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ, может быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией, а не только первый продавец соответствующего товара» (п. 8 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11). 

Часто розничные торговцы закупают товары на оптовых складах без каких-либо проверок лицензионной чистоты товара. Бывает и так, что производитель или первый продавец уклоняется от предъявления документов.

Источник: New Retail

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies