НОВЫЕ И ВАЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ



Второй номер журнала КИНДЕРINFO


WEB-версия первого номера журнала КИНДЕРinfo

В центре внимания

Светлана Пестова АртАвангард
Светлана Пестова (АртАвангард): «Мы работаем по технологии полного цикла, и у нас больше вариантов, позволяющих получить нужный результат»
12.09.2024



Вебинар о маркировке детской одежды

ПОДПИСКА на НОВОСТИ

Заполните форму подписки на наши почтовые рассылки, и мы будем регулярно присылать на вашу электронную почту дайджесты главных новостей рынка товаров для детей.

CRM-форма появится здесь


Наш Telegram-канал

Подписывайтесь на telegram-канал КИНДЕРinfo и читайте самые актуальные новости рынка товаров для детей!


киндерINFO. статьи и интервью

Анна Петрушина (ЦРПТ, Честный знак): «Маркировка позволит обезопасить детей от товаров неизвестного происхождения»

ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 10.03.2024. МАРКИРОВКА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

Начало эксперимента по маркировке детских товаров вызвало множество вопросов у игроков рынка. Поэтому редакция журнала КИНДЕРinfo подготовила интервью с Анной Петрушиной, руководителем товарной группы Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором государственной системы маркировки «Честный знак».

Маркировка детских товаров

Анна Петрушина (ЦРПТ, Честный знак)

Анна Петрушина (ЦРПТ, Честный знак)

Анна, игроки детского рынка очень по-разному восприняли начало эксперимента по маркировке товаров для детей. Кто-то за, а кто-то категорически против. С чем, на Ваш взгляд, связаны основные опасения бизнеса?

Практически любое нововведение вызывает определенного рода вопросы, но, когда появляется понимание задач и технических процессов, все сомнения исчезают. Для бизнеса в случае с маркировкой самый простой и лучший способ обрести это понимание – включиться в эксперимент на первом этапе. По решению Правительства РФ эксперимент по маркировке детских товаров начался в стране 20 декабря 2023 года и завершится 1 декабря 2024 года.
Этот эксперимент по маркировке – большая ответственность для нас, ведь речь идет о безопасности детей и спокойствии родителей. Отрасль хорошо это понимает, поэтому профильное сообщество было вовлечено в процесс подготовки эксперимента с самого начала. Для нас важен положительный отклик рынка: уже 25 компаний выразили готовность принять участие в эксперименте, в том числе «Детский мир» и Wildberries. К тому же проведение эксперимента с самого начала поддерживает Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ).

Какие параметры и характеристики продукции учитывались при составлении списка товарных категорий, участвующих в эксперименте?

Любому эксперименту по маркировке предшествует тщательное и масштабное исследование, которое оценивает необходимость запуска пилотного проекта. Главный критерий – наличие на рынке товаров, которые не соответствуют требованиям качества и безопасности, то есть присутствие нелегальной продукции. Имеют место контрабанда (нелегальный ввоз в обход таможенного законодательства), контрафакт (нарушение интеллектуальных прав) и подделки, которые опаснее всего: ведь в этом случае состав товара, его качество и технологии производства находятся под большим сомнением. Это недопустимо, когда речь идет о детских товарах.

По оценкам Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), доля подделок на этом рынке возросла до 30%. В эксперимент включаются те категории товаров, нелегальный оборот которых распространен в большей степени. В пилотный проект по маркировке детских товаров включены детские игрушки (включая самокаты, ходунки, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах, но за исключением трехколесных велосипедов), коляски для кукол, наборы электрических гоночных автомобилей, а также настольные игры для детей до 14 лет.  

Маркировка детских товаров

Каких результатов, на Ваш взгляд, позволит добиться введение маркировки детских товаров? Как маркировка может повлиять на качество и безопасность продукции для детей? Если возможно, приведите, пожалуйста, примеры из похожих отраслей.

В настоящее время перед нами стоит задача провести добровольный эксперимент по маркировке детских товаров «Честным знаком», и говорить об обязательной маркировке рано. Но если правительство примет решение о ее обязательности, то положительная динамика по обелению этого рынка не заставит себя долго ждать: об этом свидетельствует опыт введения маркировки в 16 группах товаров.

В первую очередь маркировка позволит обезопасить детей от товаров неизвестного происхождения. Ведь, помимо контрафакта, бывают случаи, когда недобросовестные производители изготавливают игрушки из токсичных материалов, которые крайне пагубно влияют на здоровье ребенка. Также, помимо обеления рынка, маркировка приведет и к другим позитивным тенденциям. Это рост собираемости налогов, расширение рынков, возвращение добросовестной конкуренции, отсутствие демпинга, а также бесплатные аналитические данные для производителей о движении их товаров, появление дополнительных инструментов контроля над отраслью со стороны надзорных органов и потребителей через приложение «Честный знак».

Если говорить о примерах из тех групп, где маркировка уже применяется, то еще до введения обязательных требований в «Честном знаке» зарегистрировалось в 2,8 раза больше импортеров БАД, чем было зафиксировано в едином реестре ЕЭК. После введения маркировки рынок детской воды обелился в два раза, а легальный рынок безалкогольных напитков расширился почти на 23%.

Насколько серьезно изменится работа поставщиков, производителей и розничных продавцов детских товаров после введения маркировки?

В ходе эксперимента его участники будут тестировать работу с системой маркировки и выбирать наилучшие технологические решения для нанесения кодов на разные типы упаковки. Участие в эксперименте по маркировке детских товаров добровольное и бесплатное, поэтому изменения в работе бизнеса минимальны. Также, что особенно важно для потребителей, пилотный проект не повлияет на стоимость товаров.

Следует отметить, что внедрение маркировки строится на уже существующих процессах, чтобы у участников товарооборота не возникало необходимости совершать какие-то дополнительные действия. Например, при производстве или импорте в Россию на продукцию должна быть нанесена этикетка в соответствии с требованиями техрегламента «О безопасности игрушек» – аналогичным образом на ту же этикетку или отдельно наносится код маркировки. 

Маркировка предполагает полную прослеживаемость пути товара буквально от производителя до потребителя. Такие важные этапы, как отгрузка или переход прав собственности, тоже отображаются в системе. Чтобы не усложнять работу бизнеса, операторы ЭДО автоматически передают из УПД в «Честный знак» данные, которые в обязательном порядке формируются при отгрузке или переходе прав собственности. А если вы не используете ЭДО, то в этом случае есть бесплатный сервис ЭДО Lite. 

«Для нас важен положительный отклик рынка: готовность принять участие в эксперименте по маркировке товаров для детей уже выразили 25 компаний, в том числе «Детский мир» и Wildberries»


Маркировка предполагает полную прослеживаемость пути товара буквально от производителя до потребителя. Такие важные этапы, как отгрузка или переход прав собственности, тоже отображаются в системе. Чтобы не усложнять работу бизнеса, операторы ЭДО автоматически передают из УПД в «Честный знак» данные, которые в обязательном порядке формируются при отгрузке или переходе прав собственности. А если вы не используете ЭДО, то в этом случае есть бесплатный сервис ЭДО Lite.

Что касается розничной торговли, то при реализации товара продавец формирует кассовый чек через оператора фискальных данных. Благодаря чеку в систему маркировки автоматически направляются сведения о выводе товара из оборота.

Если говорить об опыте внедрения обязательной маркировки, то ни в одной из 16 групп товаров серьезных изменений в работе поставщиков, производителей и розничных продавцов не было. Да, маркировка – это новый производственный этап, который требует внимания и знаний, но сильного влияния на рабочий процесс он не оказывает. Это происходит благодаря включению участников товарооборота в эксперимент, и в постоянном диалоге с нами, оператором системы «Честный знак», удается найти решение любых вопросов. Но и после завершения пилотных проектов мы продолжаем бесплатно консультировать игроков рынка, чтобы введение обязательных требований по маркировке было для бизнеса комфортным.  

Какого участия бизнеса Вы ждете в рамках проведения эксперимента?

Мы ждем от бизнеса максимального вовлечения. Эксперимент по маркировке игрушек необходим в первую очередь именно участникам рынка, ведь это даст возможность протестировать нанесение маркировки на различную упаковку, а также освоить работу с системой «Честный знак». Опыт, полученный компаниями в ходе пилотного проекта, ляжет в основу обязательных требований по маркировке детских товаров, если правительство примет такое решение.

Где игроки детского рынка могут получить необходимую информацию об эксперименте?

Вся необходимая информация находится на официальном сайте честныйзнак.рф в разделе «Товарные категории», где есть подраздел о пилотном проекте по детским игрушкам. На сайте можно подать заявку и включиться в эксперимент, изучить нормативную базу, а также пройти виртуальное обучение по работе с системой маркировки. Обучение охватывает весь процесс – от регистрации до продажи товаров. Также на сайте можно найти полезную информацию о доступных технологических решениях, а самые актуальные новости о маркировке, событиях рынка и ретейле можно найти в нашем новостном Telegram-канале «Честный ЗНАК breaking news».  

Маркировка детских товаров

Каких действий от компаний потребует присоединение к эксперименту? С чего следует начинать?

Чтобы включиться в рабочие группы и в эксперимент по маркировке детских товаров, необходимо заполнить заявку на нашем сайте. В ней указывается общая информация об организации и тип реализуемой продукции. Если вы уже хотите начать работу в государственной системе маркировки, то также есть возможность подключиться к тестовому контуру «Честного знака». Это тестовая версия основной системы, в которой вы можете зарегистрироваться для отработки бизнес-процессов, тренировки сотрудников и отладки вашего ПО.

Что будет критерием успешности или неуспешности эксперимента? На основании каких данных будет приниматься решение о введении маркировки детских товаров или об отказе от ее введения?

Оценку результатов эксперимента по маркировке подводит Минпромторг России совместно с заинтересованными органами власти. Успешность эксперимента оценивается нами, оператором системы маркировки, именно по вовлеченности бизнеса: количество участников, тестовых запусков, отработанных типов упаковки и так далее. Эксперимент по маркировке детских товаров продлится почти год – этого времени вполне достаточно, чтобы получить результаты и оценить их. Решение о введении обязательной маркировки принимает Правительство РФ по итогам эксперимента. За время внедрения государственной системы маркировки «Честный знак» все пилотные проекты завершались успешно.

Если эксперимент будет признан удачным, в какие сроки планируется введение обязательной маркировки детских товаров?

Конкретные сроки внедрения маркировки определяет Правительство РФ. Оно учитывает особенности рынка, широту ассортимента продукции, подлежащей маркировке, количество участников товарооборота, технические особенности и т. п. Следует отметить, что маркировка никогда не вводится одним днем. Это проходит поэтапно, начиная с нанесения специальных кодов и заканчивая маркировкой остатков. Многое будет зависеть также и от специфики отрасли.  

Логотип КИНДЕРinfo

Журнал КИНДЕРInfo (февраль 2024)

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

Скачать PDF

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies