киндерINFO. статьи и интервью
MEDIASCOPE Kids&Teens: онлайн и не только
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 03.04.2024. ОНЛАЙН
Исследование Kids&Teens проходило в российских городах с населением более 100 тысяч человек и включало в себя анкетирование, глубинные и экспертные интервью. На вопросы Mediascope ответили дети и подростки в возрасте 4-17 лет, их родители, а также психологи. Состав респондентов по своей структуре совпадает с данными Федеральной службы государственной статистики по юному населению мегаполисов, крупных и средних городов России. Периоды проведения исследования: осень 2022 года – пилотный проект; весна 2023 года – первая волна исследования; осень 2023 года – вторая волна исследования.
РЕБЕНОК В СЕТИ
Современные дети с ранних лет живут, общаются и получают информацию не только в офлайне, но и в онлайне. Они чуть ли не с рождения окружены всевозможными гаджетами. И хотя только 10% детей в возрасте 6-8 лет могут сами пришить оторвавшуюся пуговицу, 74% из них уже умеют самостоятельно пользоваться интернетом. В целом доля детей, которые выходят в сеть (сами или при помощи родителей) еще более внушительная: в возрастной группе 4-5 лет она составляет 88%, а в возрастной группе 6-8 лет – целых 96%!
Согласно данным исследования Kids&Teens, почти у каждого ребенка 4-8 лет уже есть доступ к устройствам, позволяющим выходить в интернет. 52% детей этого возраста имеют собственный смартфон, еще 35% пользуются родительским смартфоном. Только 13% мам и пап детей 4-8 лет не позволяют им пользоваться своими смартфонами. Ноутбуки доступны 73% представителей возрастной группы 4-8 лет (у 9% есть собственный ноутбук), планшеты – 53%, смарт-часы – 42%, умные колонки – 38% (этот показатель за год увеличился в полтора раза).
При таком количестве доступных устройств неудивительно, что дети не просто пользуются интернетом, а делают это довольно интенсивно. Каждый день или почти каждый день в сеть выходят 56% детей в возрасте 4-5 лет и 68% детей в возрасте 6-8 лет. Причем многие из них ежедневно проводят в интернете более двух часов. Так что уже в раннем возрасте дети видят онлайн-рекламу детских товаров и могут оказывать влияние на решение родителей о покупке этой продукции.
В целом четырехлетние дети, конечно же, существенно отличаются от восьмилетних, но если говорить об использовании интернета, то разница не так заметна: ребенок четырех и ребенок восьми лет проводят в интернете примерно одинаковое количество времени. При этом существенно различается степень контроля со стороны взрослых: четырехлетний ребенок обычно пользуется интернетом с помощью родителей или под их присмотром, а восьмилетний чаще делает это уже самостоятельно.
ПРИМЕРЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ*
Контент, который интересует детей и подростков в онлайне и в офлайне, существенно различается в зависимости от возрастной группы. Например, в 4-8 лет 89% аудитории смотрят российские мультфильмы, 72% заходят на YouTube, 59% читают бумажные книги, 46% пользуются TikTok, 38% слушают детские песни, 37% посещают образовательные интернет-порталы, 34% играют в онлайн-игры и т. д.
На формирование привычек и на медиапотребление влияют окружающие ребенка люди. Например, дети, которые живут не только с родителями, но и с бабушкой или дедушкой, обычно смотрят больше передач эфирного телевидения, чем те, которые живут только с родителями. Кроме того, ребенок, у которого есть старший брат и сестра, как правило, активнее и быстрее осваивает гаджеты и современные способы потребления контента.
В 9-13 лет важным для детей каналом коммуникаций и источником информации становится соцсеть «ВКонтакте» – ее в качестве примера медиапотребления назвали 88% респондентов из этой возрастной группы. Также у них популярны Telegram (87%), YouTube (83%), WhatsApp (79%) и TikTok (71%) и пр.
Медиавселенная у подростков более разнообразна, чем у младших детей. Например, 63% тинейджеров смотрят российские сериалы, 42% – американские сериалы, 40% – музыкальные клипы, 30% – видеолекции; 44% слушают подкасты, 24% – русский рэп. Подростки 14-17 лет пользуются «ВКонтакте» (87%), Telegram (87%), YouTube (83%), WhatsApp (75%) и TikTok (71%). Также они посещают маркетплейсы: Wildberries (60%) и Ozon (50%). Тинейджеры считают, что главные технологические тренды связаны с искусственным интеллектом, нейросетями для создания картинок и умным домом.
_______
*декларируемые данные
БЛОГИ И БЛОГЕРЫ
Дети очень любят видеоблогеров: для значительной части детской аудитории они являются источником познания мира. Они говорят на понятном ребенку языке и выполняют много важных для детей социальных функций.
При этом родители далеко не всегда разделяют увлечение ребен ка видеоблогами. Взрослые считают, что блогеры отрицательно влияют на детей, внушая мысль о том, что успех может быть легким и для этого не надо учиться: чтобы прославиться, достаточно снять ролик и выложить его в интернет.
Кумиром детей 4-13 лет является Влад А4. Но чем старше становится ребенок, тем более критично он относится к блогерам и к той информации, которой они с ним делятся. С расширением медиавселенной дети начинают предъявлять к содержанию и к формату блогерского контента более высокие требования. Это необходимо учитывать детским компаниям, которые выбирают блоги для продвижения своих товаров и услуг.
34% мальчиков и 43% девочек, которым сейчас 9-13 лет, по-прежнему с нетерпением ждут возвращения TikTok, даже если нашли ему замену (это сделали около половины всех детей этого возраста). Многие из них обходят блокировку (21% мальчиков и 16% девочек), а часть детей снимают ролики «про запас» (12% и 19% соответственно). Девочки в 9-13 лет являются более активными блогерами, чем мальчики: собственный блог регулярно ведут 11% девочек и 5% мальчиков этого возраста.
ИНТЕРНЕТ-ПОКУПКИ
Тинейджеры сами делают покупки на маркетплейсах? Исследование Mediascope Kids&Teens говорит, что да. Оно показало, что подростки являются активными пользователями маркетплейсов. При этом карманных денег у подростков не так много, тем более заработанных. Ребята проявляют самостоятельность только в совершении заказов, но оплачивают их преимущественно деньгами родителей.
Чаще всего подростки на торговых онлайн-площадках самостоятельно заказывают себе одежду, обувь и аксессуары (43% опрошенных 14-17 лет). На втором месте у юной аудитории маркетплейсов – товары для школы и книги (27%). Далее по популярности следуют косметика и парфюмерия (в целом – 24%, но если рассматривать только девочек, то этот показатель увеличивается почти в два раза). Затем – товары для хобби (19%). На пятом месте – электроника и гаджеты (16%).