киндерINFO. статьи и интервью
Ирина Мастусова (ААК): «Вся наша деятельность направлена на развитие рынка анимационного кино»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 16.10.2024. АССОЦИАЦИЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО
Отечественная анимация – очень интересная и активно развивающаяся отрасль. О том, что происходит в этой сфере, журналу КИНДЕРinfo рассказала Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России.
Ирина Мастусова (Ассоциация анимационного кино России)
Ирина, какая ситуация складывается сейчас на российском анимационном рынке?
Когда от нас ушел «большой Голливуд», перед российскими производителями встала амбициозная задача – заполнить освободившуюся нишу кинопроката. И многие студии направили свои усилия на производство полнометражного анимационного кино. Конечно, это сложный процесс, который требует совсем другой производственной логистики и дистрибуции, чем сериальная анимация, но то, сколько проектов находится сейчас в девелопменте, позволяет предположить, что мы с этой задачей со временем успешно справимся.
Первый мультфильм в нашей стране появился более ста лет назад, за это время были созданы подлинные шедевры авторской анимации. Но современная российская анимационная индустрия с новыми технологиями и с новыми экономическими отношениями совсем молода, фактически она находится в процессе становления.
Сейчас мы уверенно наращиваем объемы производства анимации, параллельно оттачивая и нарабатывая технологии и компетенции, и у нас уже начинают появляться свои «вечнозеленые» бренды.
Сериальная анимация – это основа нашей индустрии, особый рывок в развитии она получила в эпоху пандемии, когда появились онлайн-платформы с их запросом на новый контент. Она продолжает активно развиваться, в том числе в регионах, и это очень важно: потенциал регионального развития анимации еще далеко не раскрыт. Большие надежды мы возлагаем на принятый недавно закон о креативных индустриях, который позволит регионам выбрать свою специализацию в этой сфере экономики. Это, безусловно, приведет к тому, что анимационный ландшафт нашей страны пополнится новыми игроками в регионах: например, на Дальнем Востоке, в Хабаровске, недавно прошел Форум креативных индустрий.
Какие факторы способствуют развитию российского анимационного производства?
Важную роль играет значительная поддержка, которую наша отрасль получает от государства. Базовый уровень поддержки – это субсидии на производство, распределяемые Министерством культуры и Фондом кино. Из новых форм поддержки – налоговые льготы по страховым взносам, их получение позволило дополнительно расширить объем производства, который за последние пять лет вырос в три раза. Сейчас в работе находится законопроект по снижению налога на прибыль, и я надеюсь, что в конце года он будет принят. Благодаря наличию собственного ОКВЭДа, который мы получили несколько лет назад, анимация выделена как самостоятельное направление креативной экономики, а не только как часть индустрии кино. У нас своя специфика производства, монетизации и дистрибуции. А всего пару лет назад у аниматоров появился свой официальный профессиональный праздник – День российской анимации, который отмечается 8 апреля.
Нами были разработаны восемь профессиональных стандартов, они определяют в том числе и требования к подготовке кадров для индустрии. Проблема с кадрами – одна из самых актуальных в отрасли. Но благодаря тому, что индустрия стабильно растет, всё больше образовательных учреждений высшего и среднего звена открывают профильные факультеты и кафедры.
Для нашей индустрии специалистов готовить сложно, долго и дорого. Поэтому очень важна система непрерывного образования: специализированное дополнительное образование для школьников – среднее профессиональное образование – высшее образование. Эта уникальная система подготовки кадров в советские годы существовала в творческой сфере, и сейчас она начинает активно выстраиваться в российской анимации, в том числе при поддержке Минкультуры и Минпросвещения. И это не может не радовать.
«Индустрия анимации стремительно меняется, поэтому мы живем в формате 360 и оперативно реагируем на все новые вызовы и открывающиеся возможности».
Вы сказали, что в отрасли есть проблема с кадрами. А что еще негативно влияет на развитие российской анимации?
Конечно, у нас есть проблемы с импортозамещением программного обеспечения. Все анимационные студии работали на западном ПО. Создание отечественных аналогов – это многолетняя и высокозатратная деятельность, которая требует системного подхода и господдержки. Даже самая крупная анимационная студия не решит эту задачу самостоятельно, хотя такая работа ведется: например, студия «Воронеж» уже разработала прототип Анимационной 3D-платформы. Всё же наша профессиональная деятельность – это создание мультфильмов. Хотя никто лучше нас не знает, какое ПО нам нужно. Так что постепенно и с этой задачей мы справимся.
Как российские анимационные проекты сейчас представлены на зарубежных рынках? Какие изменения происходят в этой сфере?
Несмотря на обстоятельства, включая сложности с проведением платежей, многие компании, в том числе из недружественных стран, продолжают сотрудничество с российскими правообладателями и закупают анимационный контент. В этом смысле отечественная анимация выполняет важнейшую гуманитарную функцию и выступает как «мягкая сила», преодолевающая географические границы и политические разногласия. Наши качественные мультфильмы смотрят дети во всем мире.
Мы активно продвигаем партнерство с дружественными странами. Там огромная зрительская аудитория, но рынки во многих странах еще не очень развиты. Поэтому российским студиям пока сложно полностью восстановить объем экспортной выручки, которую они получали до 2022 года.
Какие мультфильмы смотрят современные российские дети?
Это зависит от возраста: малышам мультфильмы выбирают родители, в приоритете у которых безопасность детского контента. Становясь старше, дети начинают пользоваться гаджетами самостоятельно и уже сами выбирают интересный им контент: он должен быть динамичным и современным, главное – это скорость. Дети сейчас перегружены информацией, поэтому предпочитают короткие серии с быстрым развитием сюжета. Например, мы видим, что набирают популярность вертикальные видео для смартфона. Пока это в основном касается видеоконтента, но анимацию эти тенденции тоже затронут.
Все мы боремся за внимание детей, однако необходимо соблюдать разумный баланс. Наши мультфильмы традиционно выполняют не только развлекательную, но и образовательную функцию. И важно это сохранить.
А что происходит в подростковом сегменте?
Работать с подростковой аудиторией очень непросто. Это самая сложная ниша, она почти не монетизируется, потому что решение о покупках подростки принимают самостоятельно. К тому же они уходят в другие типы контента. Поэтому и в России, и во всем мире подростковой анимации создается меньше, чем детской.
«Поддержка индустриальных мероприятий как в России, так и за рубежом – в числе наших приоритетов».
Где российские дети чаще всего смотрят мультфильмы: в кинотеатре, по телевизору или на онлайн-платформах?
Сейчас в российском прокате не так много блокбастеров, и наши дети ходят в кино не так часто, как хотелось бы. Хотя ошеломительный успех фильма «Чебурашка», собравшего в прошлом году 7 млрд рублей в кинотеатральном прокате, говорит нам: зрители в стране никуда не делись. Более того, мировая тенденция свидетельствует о том, что детская аудитория начинает возвращаться в кинотеатры, так что это не только наша локальная проблема.
В крупных городах дети чаще смотрят мультфильмы в гаджетах. Но главную роль в просмотре контента продолжает играть телевидение.
Какими характеристиками, на Ваш взгляд, должен обладать анимационный проект для детей, чтобы иметь большой потенциал на лицензионном рынке?
С одной стороны, проект должен быть талантливым, авторским и небанальным. С другой стороны, необходимо изначально просчитывать его финансовую модель и продумывать возможности монетизации на лицензионном рынке и рынке контента, оценивать его экспортный потенциал и прочие параметры. Например, при разработке персонажа следует в том числе учитывать, какие затраты понесет производитель, если решит сделать на его основе игрушку. Почему Смешарики круглые? Потому что игрушку в форме шара произвести проще и дешевле.
Кроме того, следует сразу определить целевую аудиторию и работать целенаправленно с ней. Дети должны погрузиться в проект, полюбить его персонажей и стремиться проводить с ними больше времени. Многие компании используют стратегию 360, которая предусматривает продвижение во всех медиаканалах и возможность работы со всеми группами товаров и услуг.
Какую поддержку российским производителям детского контента оказывает Ассоциация анимационного кино?
Ассоциация объединяет профессионалов индустрии: производителей контента, продюсерские компании, правообладателей, лицензионные компании и агентства, сопутствующие сервисы (студии дубляжа и пр.), телеканалы, платформы, образовательные учреждения. Правление Ассоциации работает как единый коллегиальный орган, оперативно принимающий согласованные решения по всем актуальным вопросам, с которыми затем мы так же коллегиально начинаем работать. У нас очень высокий уровень отраслевой экспертизы.
Вся наша деятельность направлена на развитие рынка анимационного кино, который, как я уже сказала, всё еще находится в процессе становления и выработки правил игры, а также на развитие смежных рынков – лицензирования и контента, на выстраивание отношений с государством, лоббирование интересов отрасли на всех уровнях власти. И мы видим, что это приносит свои плоды, отрасль развивается очень динамично. Поддержка индустриальных мероприятий как в России, так и за рубежом – в числе наших приоритетов. Особый фокус внимания направлен на развитие молодых индустриальных студий, в том числе региональных, – за ними будущее. Их много, и они сейчас активно вступают в Ассоциацию. Мы для них даже разработали «Гид по формам государственной поддержки», потому что это главный вопрос, с которого они начинают погружение в индустрию. Ассоциация работает как профессиональный клуб, где созданы условия для коммуникации и обмена опытом.
Индустрия анимации стремительно меняется вместе с окружающим миром, поэтому мы оперативно реагируем на все новые вызовы и открывающиеся возможности. И, конечно, мы отчетливо осознаем свою миссию по воспитанию подрастающего поколения.
Уважаемые читатели! Если вы не получили осенний номер печатного журнала КИНДЕРinfo на выставках «Мир детства» и «CJF — Детская мода», пришлите, пожалуйста, на news@kinder-info.ru свой точный почтовый адрес. Мы отправим журнал вам по почте.
киндерINFO. РОССИЙСКАЯ АНИМАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИОННЫЙ РЫНОК
14.10.2024
Анна Шелегина (Platoshka): «Наши мультфильмы несут зрителям доброту и положительные эмоции»
О создании и продвижении детских мультфильмов и о работе в сфере лицензирования журналу КИНДЕРinfo рассказала Анна Шелегина, генеральный директор студии анимации Platoshka и автор сериала «Цветняшки».