
киндерINFO. статьи и интервью
Как ритейлерам адаптироваться под поколение Альфа?
Клаксон Продакшн. 22.04.2025. Поколение Альфа

Только за 2024 год рынок рынок детских товаров в России увеличился на 12%, а игрушек — на 10–11%: это более 240 млрд рублей. Подростки стали втрое активнее покупать на маркетплейсах товары для хобби творчества, а в одежде, после ухода западных брендов — чаще выбирать российские и китайские марки.
Всё это говорит о том, что сегмент товаров для поколения Альфа — то есть родившихся после 2010 года — очень перспективный. О том, как ритейлерам найти подход к этой аудитории, рассказывает исполнительный продюсер студии «Клаксон Продакшн» Сергей Морозов.
Упаковывать в digital-форматы
По данным НИУ ВШЭ, свой смартфон есть у 88% учеников начальной школы, а к 12–14 годам этот показатель достигает 90%. Поколение Альфа — это первые по-настоящему «цифровые» дети. Они растут со смартфоном в руках и воспринимают мир через визуальные и интерактивные форматы, быстро находят информацию онлайн и реже обращаются к книгам или взрослым за ответами.
Ритейлу нужно учитывать это и уметь говорить с ними на одном языке: использовать мультимедийные технологии, геймификацию, AR и, конечно, любимых героев.
Это подтверждает и статистика по нашим анимационным проектам, где основной трафик идет с российских стриминговых платформ, VK Видео и Rutube. Мы также наблюдаем значимый рост аудитории на аудиоплатформах и связываем это с популярностью «умных» колонок. Родители все чаще покупают подобные устройства, в первую очередь, для своих детей.
елевидение как площадка для контента и рекламы детских товаров никуда не денется: оно все еще заметно влияет на узнаваемость бренда. В свое время говорили, что телевидение вытеснит кино, но этого не случилось. Поэтому я считаю, что и онлайн-платформы не вытеснят ТВ: наоборот, дети и подростки будут все чаще потреблять телеконтент на «умных» устройствах или в приложениях на смартфоне.
Среди конкретных digital-форматов я бы отметил AR, который позволяет героям «оживать» прямо на упаковке, в приложении или на страницах книги. NFT пока больше интересен для родителей, но цифровые коллекционные объекты (например, карточки или аватары) будут все глубже проникать в детский сегмент. Главное — не технология сама по себе, а то, как она помогает ребенку взаимодействовать с любимым героем, товаром или брендом.
Например, Сбер для продвижения детской карты и приложения СберKids запустил челлендж в TikTok, где дети делились историями о своих финансовых достижениях. Это помогло достучаться до аудитории, даже с таким «взрослым» продуктом, а заодно получить множество бесплатного вирусного контента для узнавания бренда.

Делать ставку на визуальный и игровой контент
Удержать внимание ребенка из поколения Альфа можно всего на несколько секунд. Поэтому они любят короткие, яркие видео и быстро пролистывают то, что им не интересно. Такие дети лучше воспринимают информацию через видео, картинки и игры — просто текст или скучная подача им не подойдут.
Мы видим, как активно растут вертикальные видеоформаты на всех платформах: детям нравится, когда контент короткий, яркий, повторяемый. При создании рекламы стоит учитывать, что поколение Альфа пропустили через себя гораздо больше часов контента, чем мы. Им нужны яркая история и интерактив. Они запоминают не слоган, а эмоцию, которую вызывает герой или сюжет. Поэтому гораздо эффективнее работает нативная интеграция в любимые форматы — мультфильмы, шоу, и конечно короткие ролики.
Кроме того, геймификация делает процесс взаимодействия с брендом увлекательным и обучающим. Как, например, подростковое экстрим-шоу «Бомбастер» для продвижения одноименных снеков, с участием велосипедистов, роллеров и скейтбордистов на школьных площадках. Это создало яркий и запоминающийся образ бренда среди детей и подростков, ассоциируя его с активным образом жизни.
На выбор детей также сильно влияют любимые мультперсонажи. Для них герой — это не просто картинка, а еще и друг, образец для подражания, участник повседневной жизни. Если ребенок любит персонажа, он хочет его видеть везде: в игрушках, на одежде, в любимых играх. Так эмоциональная привязанность превращается в потребительский выбор.
Готовясь к запуску линейки мерча по мотивам мультсериала, производителям нужно учитывать все вводные: рост аудитории, поисковые запросы, появление фан-арта и запросы от брендов детских товаров. Важно, чтобы мерч создавался не просто как «логотип на футболке», а как продолжение истории. Тогда продукт не просто покупают — его коллекционируют, обсуждают, дарят.
Говорить о важном без фальши
Дети и подростки поколения Альфа умеют легко отличать правду от обмана, особенно в рекламе или соцсетях. Они ценят искренность, интерактивность и визуальную подачу – им важно не просто слушать, а участвовать в обсуждении и видеть реальные примеры. Они хотят, чтобы их воспринимали серьезно, даже если они маленькие. Поэтому важно быть с ними честными и не переигрывать.
В продвижении продукта яркий визуальный образ привлекает внимание, но именно ценности вызывают у ребенка симпатию и устойчивую привязанность. Если герой не только смешной и яркий, но еще и учит важному — дружбе, честности, заботе — он становится по-настоящему значимым.
Например, в нашем сериале «Ум и Хрум» герои транслируют принципы разумного потребления. Персонажи нового сезона сериала «Команда Флоры. Экопатруль» путешествуют по регионам России, чтобы привлечь внимание к заботе об экологии и сохранению уникальных мест. Такой подход работает гораздо глубже, чем просто увлекательный сюжет.
Путь к сердцу родителя
Подбирая подход к детям и подросткам, нельзя забывать и о родителях: ведь именно они принимают решение о покупке, особенно если это дорогая вещь. Поэтому важно объединять интересы обеих аудиторий. Яркий пример — кампания от одного производителя мебели. В ее центре была коллекция игрушек, созданных на основе детских рисунков, а выручка от продаж была направлена на благотворительные проекты. Это создало эмоциональную связь с детьми и родителями, а также подчеркнуло ценности бренда.
Чтобы заинтересовать поколение Альфа, нужно делать контент ярким, честным, понятным и визуальным, а также поднимать темы, которые для них важны. Необходимо создавать миры, в который хочется возвращаться. Миры, где есть правила, шутки, любимые фразы, праздники. Герои должны быть участниками повседневной жизни — в играх, праздниках, упаковках, приложениях.
Родители же ценят в любом продукте безопасность, качество и воспитательную ценность. Им важно, чтобы контент был наполнен смыслом и помогал ребенку развиваться. Продукт, который нравится и детям, и взрослым — это ключ к настоящему успеху и лояльности со стороны поколения Альфа.
Сергей Морозов, исполнительный продюсер студии «Клаксон Продакшн».
Для NEW RETAIL
КИНДЕРINFO. Статьи и интервью

31.03.2025
Татьяна Буцкая (Выбор родителей): «Мы делаем всё возможное, чтобы нашим производителям было легче работать и выпускать качественную продукцию для детей»
Производство детских товаров – очень важная сфера. Для развития рынка необходима поддержка отечественных предприятий. О том, как идет эта работа, рассказала Татьяна Буцкая, основатель ассоциации и премии «Выбор родителей», депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

31.03.2025
Надежда Круликовская (Gulliver Group): «Приоритетными для нашей компании являются качество продукта и надежность поставщиков»
Работа на рынке детских товаров требует от его игроков постоянно держать руку на пульсе: происходящая сейчас трансформация спроса затронула даже такой, казалось бы, стабильный ценовой сегмент, как «средний плюс». О важных тенденциях отрасли мы беседуем с Надеждой Круликовской, операционным директором бизнес-направления «Игрушка» компании Gulliver Group.

27.03.2025
Елена Склярова (ГРАНИ): «Мы чувствуем важные тенденции fashion-индустрии и знакомим с ними нашу аудиторию»
29-30 марта в Центральном детском магазине на Лубянке пройдет Kids Fashion Week, «Главная неделя детской моды». Накануне этого важного события редакция b2b-издания КИНДЕРinfo обратилась с вопросами к основателю и продюсеру этого проекта, руководителю продюсерского центра «ГРАНИ» Елене Скляровой.

25.03.2025
Юлия Иначе (Trend Buro): «Поколение Z дает новое определение верхней одежде и превращает ее в элемент стиля»
Создание модных коллекций outdoor-одежды – перспективное направление для компаний, работающих на рынке детской и подростковой моды. Актуальным кейсом в этой сфере с читателями b2b-издания КИНДЕРinfo поделилась Юлия Иначе, эксперт fashion-рынка, тренд-аналитик и лектор Trend Buro.

22.03.2025
Рынок детских товаров в цифрах IPSOS
Очевидно, что рынок детских товаров, как и другие сферы бизнеса, сейчас находится в состоянии турбулентности. Поэтому для эффективного планирования работы компаниям как никогда необходимы данные об изменениях покупательского спроса.
У игроков нашей отрасли есть возможность получить эту актуальную информацию: сведения о том, какую детскую продукцию выбирают родители и сами дети, можно найти в синдикативном исследовании компании Ipsos «Новое поколение».

22.03.2025
Минпромторг России: «Мы уделяем особое внимание безопасности и качеству товаров, а также очистке рынка от контрафакта»
Госрегулирование и господдержка в сфере детских товаров являются важными направлениями работы Правительства РФ. С вопросами о развитии рынка продукции для детей редакция b2b-журнала КИНДЕРinfo обратилась в пресс-службу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

10.03.2025
Ульяна Храмкова (Amazing Color): «Для бизнеса контрактное производство – это отличная возможность протестировать свои идеи, не имея собственного цеха»
О том, какие возможности открываются перед вашим бизнесом, использующим услуги контрактного производства, рассказала Ульяна Храмкова, основатель бренда и производства Amazing Color.