
киндерINFO. статьи и интервью
Виктория Ильина (Клевер): «Поход в магазин – это общение, отдых и новые впечатления»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 06.04.2025. Клевер
Как отмечает генеральный директор компании «Клевер» Виктория Ильина, детские офлайн-магазины обладают целым рядом важных преимуществ и компетенций. О перспективах этого канала продаж она рассказала в интервью b2b-журналу КИНДЕРinfo.

Виктория Ильина, «Клевер»
Виктория, насколько для рынка детских товаров важна традиционная офлайн-розница?
Традиционная офлайн-розница важна для рынка, поскольку создает рабочие места и способствует устойчивости экономики. Детские магазины обладают рядом важных компетенций: покупатель получает консультацию по соответствию товара возрастным особенностям ребенка, помощь в подборе аналогов более низкой по цене или лучших по качеству, рекомендации по материалам для дополнительного образования и досуга.
Как изменятся детский рынок и представленный на нем ассортимент, если все продажи будут осуществляться только онлайн?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, как изменится законодательство в области онлайн-торговли детскими товарами. Если всё останется так, как сейчас, то на маркетплейсах нас ждет снижение качества детских товаров и увеличение доли контрафактной продукции – онлайн-площадки не проверяют наличие сертификатов и не контролируют соблюдение авторских прав.
Приоритет получат дорогие товары с большими рекламными бюджетами (например электронные игры и игрушки) или товары с высокой маржинальностью (например китайская продукция). Многие интересные бренды не смогут пробиться на первые страницы маркетплейсов и затеряются в широком ассортименте. Исчезнут недорогие крафтовые и тактильные игрушки, так как в онлайне многие характеристики передать сложно.
Кроме того, на маркетплейсах интересные товары могут быть «похоронены» из-за недобросовестной конкуренции или из-за потребительского экстремизма: достаточно написать отрицательные отзывы и поставить низкую оценку. Если офлайн-розница закроется, мы все потеряем в качестве жизни: в получении эмоций, визуальном контакте с товаром, социальном общении.
Какая доля Вашей продукции сейчас продается через офлайн-магазины? Как за 2023-2024 годы изменилось соотношение онлайн- и офлайн-продаж?
Доля онлайн-продаж в структуре продаж в нашей компании в 2024 году резко выросла, так как мы напрямую вышли на ведущие площадки. К сожалению, доля офлайн-продаж сократилась – часть магазинов закрылась, некоторые торговые сети уменьшили количество магазинов, перебросив остатки в оставшиеся.
Какие виды продукции из ассортимента Вашей компании покупатели предпочитают приобретать офлайн, а какие онлайн? С чем это связано?
Сейчас в онлайне большой спрос на наборы для рукоделия из нашего ассортимента. Это связно с тем, что данные товары подходят и детям, и взрослым. А взрослые не ходят в детские магазины, чтобы купить что-то для себя. Поэтому благодаря онлайну у нас появилась новая группа покупателей товаров для рукоделия.
В то же время наборы для аппликации, фрески и мозаики лучше продаются в офлайне, поскольку они там лучше представлены на полках и продавцы могут рассказать о преимуществах нашей продукции.

Клевер

Клевер

Клевер
«Нужно на законодательном уровне уравнять онлайн- и офлайн-торговлю: маркетплейсы – это всё же торговая деятельность, а не IT-бизнес».
Какие главные ценности офлайн-канала Вы видите, несмотря на развитие интернет-торговли? В чем его уникальность?
Для производителя уникальность этого канала продаж заключается в получении отклика от покупателя, в возможности изучать спрос, разместив новинки на полке магазина. Для покупателя это возможность получить консультацию, помощь продавца в выборе товара, пощупать и сравнить продукцию, увидеть новинки вживую. Поход в магазин – это ритуал, общение, отдых и новые впечатления. Это обучение детей делать выбор и совершать покупки. Это определенное качество жизни и пресловутая социализация. В конце концов, магазин – это место, где люди могут познакомиться и завязать отношения.
Следует ли детским брендам поддерживать партнеров – представителей традиционной офлайн-розницы? Если да, то что нужно предпринять производителям и поставщикам для сохранения этого канала продаж?
Немного переформулирую вопрос: следует ли детским брендам и детской оффлайн-рознице поддерживать друг друга? Однозначно, да. Это дорога с двусторонним движением.
Производители по умолчанию заинтересованы в этом канале продаж. Им легче провести обучение персонала магазина, рассказать, как продавать товар, и предоставить образцы, нежели выделять большие бюджеты на продвижение карточек товаров на маркетплейсах. При этом важно, чтобы офлайн-розница была заинтересована в производителях и работала на опережение. Ведь в скором времени китайские производители выйдут на маркетплейсы и будут там конкурировать с российскими СТМ, то есть с продукцией, которую сами же и производят. Мы вместе с розницей должны предлагать рынку тот ассортимент, который плохо представлен на маркетплейсах и для продажи там экономически невыгоден.
Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный детский офлайн-магазин, чтобы привлекать покупателей и быть выгодным каналом продаж для производителей и поставщиков?
Современный детский офлайн-магазин должен быть интерактивным, с мастер-классами (платными, но недорогими), с консультациями и образцами продукции. Он должен быть своеобразным клубом по интересам. Это создает большую финансовую нагрузку на экономику магазина по сравнению с экономикой маркетплейса. Поэтому нужно на законодательном уровне уравнять онлайн- и офлайн-торговлю: маркетплейсы – это всё же торговая деятельность, а не IT-бизнес.

Уважаемые читатели! Если вы хотите получить весенний номер печатного журнала КИНДЕРinfo, то пришлите, пожалуйста, на news@kinder-info.ru свой точный почтовый адрес. Мы отправим журнал вам по почте.
КИНДЕРINFO. Статьи и интервью

31.03.2025
Татьяна Буцкая (Выбор родителей): «Мы делаем всё возможное, чтобы нашим производителям было легче работать и выпускать качественную продукцию для детей»
Производство детских товаров – очень важная сфера. Для развития рынка необходима поддержка отечественных предприятий. О том, как идет эта работа, рассказала Татьяна Буцкая, основатель ассоциации и премии «Выбор родителей», депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

31.03.2025
Надежда Круликовская (Gulliver Group): «Приоритетными для нашей компании являются качество продукта и надежность поставщиков»
Работа на рынке детских товаров требует от его игроков постоянно держать руку на пульсе: происходящая сейчас трансформация спроса затронула даже такой, казалось бы, стабильный ценовой сегмент, как «средний плюс». О важных тенденциях отрасли мы беседуем с Надеждой Круликовской, операционным директором бизнес-направления «Игрушка» компании Gulliver Group.

31.03.2025
ЮЛИЯ КУКУШКИНА (СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ): «ПОТРЕБЛЕНИЕ ВИДЕОКОНТЕНТА – ЭТО УЖЕ НОРМА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА»
В прошлом году киностудия «Союзмультфильм» и принадлежащий ей телеканал «Мультиландия» провели масштабное исследование «Отношение детей к анимации и потреблению медиа». Его результаты содержат актуальную информацию, которую для построения эффективных маркетинговых коммуникаций могут использовать компании, работающие с детской аудиторией.
С вопросами о том, какой контент выбирают современные дети и чем их можно заинтересовать, мы обратились к Юлии Кукушкиной, руководителю отдела стратегической аналитики киностудии «Союзмультфильм».