
киндерINFO. статьи и интервью
Рынок детских товаров в цифрах IPSOS
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 22.03.2025. IPSOS
Очевидно, что рынок детских товаров, как и другие сферы бизнеса, сейчас находится в состоянии турбулентности. Поэтому для эффективного планирования работы компаниям как никогда необходимы данные об изменениях покупательского спроса. У игроков нашей отрасли есть возможность получить эту актуальную информацию: сведения о том, какую детскую продукцию выбирают родители и сами дети, можно найти в синдикативном исследовании компании Ipsos «Новое поколение».

Согласно исследованию «Новое поколение», основные расходы семей, связанные с детьми, приходятся на такие товарные группы, как продукты питания, детская мебель, детская одежда, образование и электроника, – причем топ-5 категорий довольно давно не меняется.
Однако инфляция привела к тому, что родители во второй половине прошлого года были вынуждены тратить на детей значительно больше, чем в первом полугодии: средний рост расходов по пяти самым денежноемким категориям составил 18,8%.
Заметнее всего увеличились траты на мебель для детей (+32%) и детскую одежду (+25,3%). При этом надо учитывать, что часть покупателей, стремясь экономить, перешла на товары более низких ценовых категорий.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА
Дети постоянно растут, и родителям приходится регулярно обновлять их гардероб. Данные Ipsos свидетельствуют о том, что наибольшие расходы семей связаны с приобретением школьной формы, пальто, комбинезонов, курток и верхней спортивной одежды.
Выбирая, во что одеть детей, родители обращают внимание в первую очередь на то, удобны ли вещи (68,4%) и нравятся ли они ребенку (62,3%). Далее следуют такие критерии выбора, как натуральность материалов (53,2%), доступная цена (50,7%) и хороший дизайн (49,5%). Это данные исследования «Новое поколение» за вторую половину прошлого года.

КАНЦТОВАРЫ
Канцелярские принадлежности и товары для творчества – важная статья родительских расходов, особенно когда дети – школьники.
В этой товарной категории топ-5 продукции, которую мамы и папы приобрели для детей за вторую половину 2024 года, согласно данным Ipsos, выглядит так: карандаши покупали 74,5% родителей, ручки – 72,6%, школьные (тонкие) тетради – 64,1%, ластики – 58,1%, альбомы для рисования – 54,1%.
Самый дорогостоящий предмет, который обычно приобретается в преддверии нового учебного года, – это, конечно, ранец, портфель или рюкзак. В начале прошлого года такая покупка обходилась родителям в 2451,40 рублей, а во втором полугодии – уже в 2845,60 рублей. Таким образом, расходы в этой товарной группе выросли почти на 16%.
Игрушки
Очевидно, что детям нужны не только утилитарные вещи, но и то, что делает детство по-настоящему счастливым. Поэтому посмотрим, в какие игрушки играют современные девчонки и мальчишки.
Данные исследования «Новое поколение» говорят нам о том, что у большинства детей сейчас есть конструкторы, мячи, мягкие игрушки (герои мультфильмов), шашки, шахматы, нарды и пластилин. При этом топ любимых детьми игрушек выглядит немного иначе: на первом месте – конструкторы, на втором – мягкие игрушки (герои мультфильмов), на третьем – куклы-модели (Barbie, Winx и другие), на четвертом – шашки, шахматы и нарды, на пятом – машины.

Важно посмотреть и на то, как у ребенка появляются игрушки и по каким критериям родители их выбирают. Согласно данным Ipsos, более трети детей (37,1% во второй половине 2024 года) выбирают новые игрушки самостоятельно. В половине случаев (52,8%) решение о покупке ребенок принимает вместе с родителями и другими родственниками, и только 7,3% опрошенных рассказали, что за игрушками старшие члены семьи отправляются без ребенка.
Выбирая эту продукцию, родители в первую очередь смотрят на ее безопасность. Также важно, чтобы игрушка нравилась ребенку и предлагалась по приемлемой цене.
Интересно и то, что побудить маму к покупке игрушек может не только желание порадовать ребенка (72,2%), но и полезность игрушки, ее развивающие и обучающие возможности, – так ответили 40,7% респондентов во второй половине 2024 года. Это, безусловно, должно стать важным сигналом для производителей детской продукции.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТОВАРЫ
Все дети любят героев мультфильмов, поэтому продукция с популярными персонажами – важная часть детского ассортимента. Лицензионные товары приобретают для своих детей около трети российских родителей. В первой половине 2024 года об этом сообщили 28,1% респондентов, а во второй половине – 32,4%.
Самые популярные у покупателей виды продукции, которая выпускается по лицензиям, – это детская одежда, детские игры и игрушки, напитки и продукты питания, различные кондитерские изделия, а также канцелярские принадлежности и товары для творчества.

КАНАЛЫ ПРОДАЖ
Еще несколько лет назад можно было наблюдать стремительный рост канала e-commerce, однако сейчас, уже отвоевав у офлайн-розницы заметную долю рынка, он развивается не так активно. Тем не менее большинство родителей в качестве места покупки детских товаров выбирает именно интернет.
В исследовании «Новое поколение» мы видим следующие данные. На заданный компанией Ipsos во второй половине 2024 года вопрос «Что вы покупали ребенку в интернете за последние три месяца?» 67,5% респондентов ответили, что это детская одежда и белье, 45,6% – детская обувь, 40% – детские игрушки.
Тем не менее традиционная розница остается важным каналом продаж товаров для детей. Например, за игрушками в специализированные магазины отправляются 34,8% покупателей, в детские магазины – 37,3%, а в интернет-магазины и на маркетплейсы – 64,2%. Это результаты опроса, который компания Ipsos провела во второй половине 2024 года.


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Посмотрим еще и на то, откуда дети узнают о детских товарах. Для ребенка в роли важного источника информации о продукции и о предлагающих ее брендах выступает реклама. Да, реклама эффективно влияет не только на взрослую аудиторию.
Согласно исследованию Ipsos, за последнюю неделю рекламу детских товаров юные респонденты (715 лет) видели в интернете – 44,9%, по телевидению – 41,2%, на билбордах – 29,4%.

Уважаемые читатели! Если вы хотите получить весенний номер печатного журнала КИНДЕРinfo, то пришлите, пожалуйста, на news@kinder-info.ru свой точный почтовый адрес. Мы отправим журнал вам по почте.
КИНДЕРINFO. IPSOS

04.10.2024
Марина Лучина (IPSOS): «Производителям детских товаров следует учитывать, какой контент нравится детям»
