киндерINFO. статьи и интервью
Дарья Бровкина (Выбор родителей): «Дефицит кадров – острая проблема для сферы производства детских товаров»
ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ. 21.09.2024. КАДРЫ В ИНДУСТРИИ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ
25 сентября в ЦВК «Экспоцентр» в рамках деловой программы выставок «Мир детства» и «CJF – Детская мода» состоится вторая конференция «Кадры в индустрии детских товаров и одежды: проблемы и решения». Партнером мероприятия выступает Ассоциация потребителей и производителей детских товаров «Выбор родителей». Ее президент Дарья Бровкина в преддверии этого важного отраслевого мероприятия ответила на вопросы b2b-издания КИНДЕРinfo.
Дарья, насколько остро на рынке товаров для детей стоит вопрос дефицита кадров?
Дефицит кадров – острая проблема для производителей детских товаров и особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это связано с тем, что в нашей отрасли относительно низкие заработные платы и высокая доля женского труда. А женщины, как правило, больше нацелены на семью, чем на работу и развитие карьеры.
Решить кадровый вопрос могла бы автоматизация, но пока в индустрии детских товаров можно автоматизировать далеко не все процессы. К тому же каждому производству нужны технические специалисты – персонал с высшим и средним профессиональным образованием, – а также креативщики, которых сейчас тоже не хватает.
Что, на Ваш взгляд, позволит детским компаниям привлекать необходимый персонал и успешно работать даже в сегодняшних непростых условиях?
На весенней выставке «CJF – Детская мода» мы провели конференцию «Кадры в легкой промышленности», в рамках которой обсудили в том числе действующие специальные программы подготовки персонала. Я имею в виду проект «Профессионалитет» и профильную программу «Сбербанка»: работодатель, испытывающий дефицит определенных кадровых ресурсов, обращается в специальные образовательные организации, которые готовят работников для конкретного предприятия. Внедрение этих программ, конечно, требует времени, но уже сейчас мы видим, что они дают хорошие возможности и работодателям, и тем, кто осваивает востребованные профессии: компании заранее знают, что получат нужных специалистов, а студенты четко понимают, где они будут работать и чем будут заниматься.
Кроме того, еще одной важной задачей, связанной с кадрами в индустрии детских товаров, является удержание существующего персонала. Многие компании знакомы с такой проблемой: приходят новые сотрудники, получают в процессе работы необходимый опыт, повышают свою квалификацию, но через какое-то время уходят. Положительную роль в том, чтобы удержать их на рабочем месте, могло бы сыграть введение гибкого графика – это особенно важно для женского персонала. Также важны поощрения сотрудников, ясные траектории карьерного роста и наличие социальных лифтов. И, конечно, не следует забывать о добрых человеческих отношениях: работник идет навстречу своему работодателю, а работодатель – навстречу своему сотруднику. Такую атмосферу совсем несложно создать в небольшом коллективе малого или среднего предприятия.
Необходимы ли какие-либо изменения в сфере подготовки кадров для предприятий, работающих на рынке детских товаров? Что происходит в этой области?
Обучение – важный элемент, влияющий на привлечение и удержание персонала. Однако проводить обучение следует поэтапно. На мой взгляд, приучать детей к труду можно уже с самых ранних лет. И если в детском саду основным обучающим инструментом будут игры, то позже, в школе, необходимо не только рассказывать детям о различных профессиях, но и проводить экскурсии на производства.
Например, на весенней конференции, посвященной кадрам в легкой промышленности, мы познакомились с владелицей швейного предприятия из Краснодара, которая самостоятельно организует для школьников экскурсии и на своем конкретном примере показывает им, что такое работа на фабрике и чем интересна эта профессиональная сфера.
Следующий этап обучения – среднее специальное образование. Сейчас происходит пересмотр многих образовательных программ – активно внедряются ускоренные программы, в рамках которых образовательные учреждения готовят специалистов для работы на конкретных предприятиях. Благодаря этому обучающиеся заранее узнают многие нюансы будущей работы и оказываются лучше к ней готовыми.
Что касается высшего образования, то руководители многих предприятий отмечают: выпускники вузов, к сожалению, не всегда могут применять свои знания в реальной работе. Решить эту проблему помогает тесная коммуникация между работодателями и образовательными учреждениями, и в этом плане уже многое делается.
Требуется ли детской отрасли в кадровом вопросе какая-либо поддержка государства?
С нашей точки зрения, необходима государственная поддержка семейных предприятий и бизнеса, который передается из поколения в поколение. Именно это является одним из важнейших факторов, которые помогают удерживать кадры в отрасли.
Также важны социальные лифты, причем здесь должны действовать четкие и понятные механизмы. Например, мой отец начинал токарем на заводе. А закончил работу академиком, признанным специалистом геологической отрасли. В советское время каждый мог построить свою жизнь так, как он хотел. Важно, чтобы такая возможность была и у современных талантливых детей.
Каковы, на Ваш взгляд, главные цели предстоящей конференции «Кадры в индустрии детских товаров и одежды: проблемы и решения»?
На конференции мы выявляем болевые точки и совместно со специалистами производственных компаний и ведущих обучающих центров страны обсуждаем те решения, которые могут стать оптимальными в сегодняшних условиях. Кадровая проблема – очень непростая, и решить ее помогут совместные действия всех заинтересованных сторон.
II Конференция «Кадры в индустрии детских товаров и одежды: проблемы и решения» пойдет 25 сентября 2024 года с 11:00 до 14:15 в ЦВК «Экспоцентр» (Конгресс-центр, зал «Стеклянный купол»).
Участие в конференции бесплатное.
КИНДЕРINFO. ЖУРНАЛ 2024. №1
06.05.2024
ИНДУСТРИЯ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ: МНЕНИЯ И ПРОГНОЗЫ
Непростая экономическая ситуация, нарастающая конкуренция и трансформация детского рынка требуют от его игроков активной работы по созданию уникальных продуктов и нестандартных решений, позволяющих повысить эффективность бизнеса.
14.05.2024
Все СТАТЬИ И ИНТЕРВьЮ ЖУРНАЛА КИНДЕРinfo №1
Для удобства читателей мы собрали все статьи и интервью первого номера журнала КИНДЕРinfо на одной странице сайта. Приятного чтения!
01.05.2024
Модный показ. Рынок детской одежды и обуви
2023 год стал для российской индустрии детской моды временем важных преобразований. С одной стороны, на рынке в связи с уходом из РФ многих зарубежных брендов появились свободные ниши и перспективы для развития отечественного производства. С другой стороны, демографическая ситуация и экономический кризис привели к снижению спроса и росту конкуренции.