киндерINFO. статьи и интервью
Мир кубиков: как магазину выводить на рынок новые линейки товаров
inventive retail group. 08.11.2023. детская розница
ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ
Более 10 лет «Мир Кубиков» был единственным партнером по открытию сертифицированных магазинов LEGO в России. После ухода датского бренда с российского рынка нам пришлось быстро перестраивать свою бизнес-стратегию. Так мы переквалифицировались в мультибрендовый бизнес, трансформировав за год разные направления своей работы: выстроили отношения с новыми поставщиками и производителями, создали новые логистические цепочки и расширили ассортимент.
Осложнило ситуацию падение покупательного спроса и одновременный еще более стремительный рост электронного ритейла, особенно маркетплейсов, расширение челночной торговли. Магазинам в офлайне стало сложнее продавать и прогнозировать. Электронные витрины маркетплейсов с десятками тысяч товаров от разных продавцов удобны для покупателей. Но при этом они дают возможность недобросовестным продавцам сбывать товары сомнительного качества и подделки.
Бизнесу в офлайне нужно тщательно взвешивать все финансовые решения ― например, какую цену поставить, если онлайн-конкуренты продают дешевле. Хочется надеяться, что с запуском пилотной маркировки детских игрушек в 2024 году ситуация хотя бы немного нормализуется.
Управление ассортиментом ― это длительная история поиска баланса через анализ финансовой стороны вопроса, объёмов продаж, контрактов, логистики. Большинство наших действий направлено в сторону гармонизации ассортимента, который стал бы востребованным у покупателей и эффективным для нас.
До ухода LEGO из России мы представляли розницу, которая занималась только LEGO, — конструкторы этого бренда занимали 85-90% продаж, остальную часть составлял лицензионный товар. Сейчас долю LEGO мы уже уменьшили до 70%. Мы приняли решение двигаться в сторону мультибрендового подхода и продолжаем реализовыва. Начали изучать других поставщиков и расширять географию поставок в сторону новых стран. Теперь мы завозим не только конструкторы, но и коллекционные фигурки и разного рода аксессуары и сувениры. В нашем ассортименте появились головоломки в виде кубика Рубика. Например, в числе новых брендов конструкторов стоит отметить модели машин Im.Master или машинки CADA, сувенирные наборы конструкторов LOZ и конструкторы с героями популярных мультфильмов и кинофильмов от Pantasy, которые появятся в магазинах Мира Кубиков в ближайшее время.
КАК МАГАЗИНУ РАСШИРИТЬ АССОРТИМЕНТ
В мультибрендовых бизнесах формирование ассортимента ― это динамичный и непрерывный процесс, это постоянное изучение потребностей покупателей и того, насколько новые товары могут быть выгодны бизнесу. Давайте рассмотрим три шага, которые помогут магазину интегрировать новые товары в свой ассортимент и повысить продажи:
- Вывести на рынок то, на что есть запрос
Внимание продавцов-консультантов, благодаря которыммы узнали, что есть смысл завозить разнообразные варианты кубика Рубика, люди регулярно спрашивали о нём. Комиксы также появились в наших магазинах благодаря клиентам. Когда мы решили перейти к мультибрендовой концепции, то провели среди покупателей опрос о том, готовы ли они покупать другие бренды. Около 20% ответили положительно.
Оригинальный микс брендов и категорий позволяет магазину отстроиться от конкурентов. Например, желание предлагать коллекционные игрушки и эксклюзивные сувенирные продукты было важным решением в рамках цели расширения нашего ассортимента. Действительно уникальное товарное предложение побуждает к росту частоты покупок и формирует лояльное ядро.
- Заниматься активным продвижением новых товарных марок
Во-первых, донесли до покупателя нашу новую бизнес-модель. Показали после трансформации из монобрендового бизнеса в мультибрендовый, кем мы были и кем стали, как себя “переупаковали”. Например, какое-то время наш клиент думал, что мы занимаемся распродажей остатков ушедшего LEGO и прочего старого ассортимента, хотя в этот момент мы начинали заполнять полки как новыми коллекциями LEGO, так и совсем альтернативными игрушками. Об этом и планах на расширение ассортимента мы сообщали нашей аудитории в соцсетях и посредством персональных коммуникаций.
Во-вторых, подогрели интерес к новым брендам. Аудитория доверяет LEGO и привыкла покупать конструкторы этого бренда у нас, поэтому выстраивать доверие к этому бренду не пришлось. Также уже известны аудитории Funko и Hot Wheel. Однако есть немало В брендов, которые мы ввели в свой ассортимент (LOZ, Im.Master, CADA, Mould King и другие), которые не были на слуху или часть которых мы ввели на розничную полку первыми. Поэтому необходимо было инвестировать в их продвижение.
У нас омниканальная стратегия — мы задействуем как онлайн-, так и офлайн-каналы. В офлайне мы активно работаем с витринами магазинов, выкладкой, презентацией товара. В онлайне ведём соцсети: в YouTube «Мир Кубиков» в начале года получил серебряную кнопку. Активно развитием сайт и мобильное приложение для удобства наших клиентов. Все это мы делаем, отталкиваясь от интересов и потребностей аудитории.
В-третьих, обеспечили продуктовую экспертизу по новым брендам. В офлайн-ритейле от качества консультаций зависит очень многое. Клиент приходит в магазин не только для того, что посмотреть и потрогать товар. Покупателю важно получить ответы на интересующие его вопросы, собрать как можно больше информации о товаре, и в этом ему может помочь наш продавец-консультант. Задача сотрудника — быть экспертом по всем брендам и продуктам, которые продает компания. Особенно это касается новых позиций. Если неподготовленный сотрудник ничего не сможет подсказать покупателю, то компания потеряет потраченные на привлечение этого клиента деньги.
Чтобы консультанты были готовы работать с новым продуктом, мы регулярно проводим тренинги и поддерживаем уровень информирования посредством внутренних сервисов. Это касается как ассортимента, так и специфики продаж в нашей сети магазинов. Таким образом, у консультантов нарабатывается экспертность, которую ценят клиенты, а это ложится в основу клиентского сервиса, на который заточен бизнес.
- Провести аудит продаж по каждому бренду
Офлайн не «резиновый». Если на виртуальных полках можно выложить много разных товаров, сохранив привлекательный вид витрины, то с офлайн-полками это не получится. Чтобы бизнес не нёс убытков, нужно двигаться небольшими шагами: часть нового ассортимента ввозить малыми партиями и выкладывать только в двух-трёх точках. После этого надо проанализировать спрос и по результатам либо расширять поставки на всю сеть, либо убирать товар из ассортимента. Это постоянный процесс поиска и расширения ассортимента.
Важно самим «щупать» товар. Случалось так, что мы возвращали поставщику партии с образцами и отказывались от закупок с ходу. Причины были разными: игрушки неприятные на ощупь, проблемы с инструкцией, плохая упаковка, низкое качество материалов и так далее. Мы несём ответственность перед клиентами за то, что продаём, и наша задача ― быть тем самым фильтром уровня качества и безопасности, чтобы потребитель получал лучший товар в категории.
ВМЕСТО ВЫВОДА
Современному покупателю важно, чтобы на полках магазинов было много разных товаров, в том числе и редкие позиции. Расширение ассортимента выгодно бизнесу, потому что помогает магазину привлечь новую аудиторию и удержать существующую. Но важно комплексно подойти к процессу: проанализировать потребности клиентов, снизив тем самым риски ещё на старте, обеспечить контроль качества на всех этапах — от поиска поставщиков до продажи в магазине, систематизировать процессы и грамотно продумать систему обучения и мотивации для сотрудников.
Источник: RETAILER.ru