киндерINFO. статьи и интервью
Мария Астафьева (Канцклуб): «Мы стараемся решать реальные проблемы реальных предпринимателей»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 08.04.2024. КАНЦКЛУБ
Развитие рынка во многом зависит от того, как общаются друг с другом его игроки. Канцелярской отрасли в этом плане повезло. Многие производители, поставщики, дистрибьюторы и представители розницы прямо и честно обсуждают любые возникающие проблемы. О том, чем в этом помогает Канцклуб, рассказала его основатель Мария Астафьева.
Мария Астафьева (Канцклуб)
Мария, какие важные для отрасли задачи позволяет решать Канцклуб?
Канцклуб – это сообщество, объединяющее всех причастных к производству, продвижению и торговле канцтоварами и художественными материалами. Наша основная цель – объединение канцелярской отрасли, развитие горизонтальных связей между всеми ее сегментами. Эти связи и прямое общение помогают участникам Канцклуба оперативно решать постоянно возникающие вопросы. Всё началось с поиска решений, связанных с работой магазинов во время локдауна, а затем участники чата начали обсуждать все проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, – от демпинга на маркетплейсах до помощи в настройке систем управления складом. Одна голова – хорошо, а целый Канцклуб – лучше.
Какие темы, обсуждаемые в чате, являются наиболее важными для канцелярской розницы?
Так или иначе, всё, что обсуждается в чате, является важным для его участников. Конечно, люди не могут говорить только о канцтоварах, потому что жизнь – это не только работа. Канцклуб – живое сообщество, наша переписка касается различных аспектов жизни предпринимателей, и в целом у нас нет ограничений на обсуждаемые темы. Но от неуместных обсуждений мы стараемся уходить.
«Вместе мы сила! представители розницы из разных городов всегда готовы поддержать друг друга».
Есть ли в истории Канцклуба примеры, когда именно сообща удалось решить какие-то серьезные проблемы?
Да, такие примеры есть, правда, мы их не документируем. Наша главная задача – дать людям возможность общаться друг с другом и находить единомышленников, помощников в решении возникающих проблем. Обычно люди откликаются, когда в сообществе поднимается какой-то животрепещущий вопрос, и затем общаются уже посредством личных сообщений.
Из того, что запомнилось: нескольким компаниям удалось совместно организовать возврат ранцев поставщику после того, как был выявлен масштабный демпинг на маркетплейсах. Кроме того, участники Канцклуба совместно готовятся к различным судебным процессам, которые касаются использования товарных знаков и лицензионной продукции. Постоянно идет обмен опытом по открытию магазинов, проходит обучение розничных предпринимателей категорийному менеджменту, решаются вопросы с маркировкой рекламы и многое-многое другое.
Как так получилось, что многие представители канцелярской розницы – это не коллеги и не конкуренты, а настоящие друзья?
Вместе мы сила! Конкуренция есть только на местном уровне, и представители розницы из разных городов всегда готовы поддержать друг друга. Канцелярщики Крыма, например, с удовольствием поддерживают канцелярщиков Сибири, потому что никакой реальной конкуренции между ними не существует, а общих проблем более чем достаточно. Гораздо проще найти решение сообща, чем самостоятельно обходить все разбросанные грабли.
За счет чего сообщество Канцклуб активно развивается и является сегодня действительно важной площадкой для коммуникации игроков канцелярского рынка?
За счет того, что мы стараемся решать реальные проблемы реальных предпринимателей, а не создаем видимость пользы посредством громких заявлений, за которыми потом ничего не следует.
Как изменились отношения канцелярской розницы с поставщиками и производителями после создания Канцклуба? Стало ли общение более честным и открытым?
Отношения розницы с поставщиками улучшились. Сначала наш чат был переполнен взаимными претензиями, потом с претензиями постепенно разобрались, и розница начала узнавать о том, что поставщики не только сидят в офисе и выписывают счета, но и мотаются по всей стране, проводят обучение, помогают рознице с маркетинговыми акциями, следят, чтобы цены на маркетплейсах были адекватными (не все, конечно, но следят), и вообще делают большую и полезную для всех работу. Конечно, по мере того как розница и поставщики лучше узнавали друг друга, росло и взаимное уважение.
Благодаря Канцклубу у розничных предпринимателей с поставщиками теперь не только рабочие, но и дружеские отношения, что, конечно же, помогает взаимопониманию и ускоряет решение рабочих вопросов.
«Наш чат открыт для всех, кто так или иначе связан с производством и продажами не только канцелярских товаров, но и продукции смежных отраслей».
Кого Вы приглашаете в свой чат? В него могут вступить только представители канцелярского рынка? Или сообщество Канцклуб открыто в том числе для игроков смежных рынков, например, рынка детских товаров?
Наш чат открыт для всех, кто так или иначе связан с производством и продажами не только канцелярских товаров, но и продукции смежных отраслей. Время узкоспециализированной канцелярской розницы ушло в прошлое, сейчас все магазины диверсифицируют ассортиментную матрицу и открывают для себя новые категории продуктов из смежных сегментов. А иногда даже и из не совсем смежных. Рознице полезно всё, что приносит профит.
Не так давно Вы произошло изменение фирменного стиля Канцферений. Что изменилось, кроме внешних атрибутов?
Наши Канцференции – это такой же живой и гибкий организм, как и сам Канцклуб. Каждая новая Канцференция – это новая ступенька, освоение нового опыта, новые эксперименты и место для следующего шага вперед. У каждой Канцференции всегда был собственный узнаваемый фирменный стиль.
Но в этот раз мы заявили именно о ребрендинге. Дело в том, что бренд «Канцференция» вначале работал отлично. Он цеплял взгляд, вызывал бурные отклики в стиле: «У вас ошибка в названии! А, нет, мы поняли!» – но постепенно к нему привыкли, и яркость бренда потускнела. Поскольку слово длинное и трудновыговариваемое, мы решили всё упростить и перешли к сокращенной записи названий конференций: этой весной она назвалась 8К, потом будет 9К, 10К и так далее. А слово «канцференция» постепенно станет историей.
Когда мы в чате сообщили о новом названии конференции, оказалось, что все участники будто ждали этого решения: им сразу понравился новый упрощенный формат названия, и все сразу стали использовать именно его.
Что касается внутреннего содержания конференций, то у нас каждый раз появляются новые суббренды – такие, как «Давно вопрос», «Вкус малой Родины», «Беспроигрышная лотерея», «Круглый стол Канцклуба» и другие. Их количество увеличивается с каждым мероприятием, поэтому всем участникам не хватает только одного – времени, чтобы успеть со всеми пообщаться и при этом не опоздать на следующий интересный проект.
Что позволяет Вам каждый год формировать действительно актуальную для рынка деловую программу конференций? Чем Вы удивили и порадовали участников весной этого года?
Организаторы Канцклуба давно работают в канцелярской отрасли, хорошо понимают ее тенденции, активно обсуждают в чате актуальные проблемы и поэтому отлично знают, какие темы сейчас волнуют игроков рынка. Исходя из этого, мы приглашаем спикеров, которые проводят обучение именно по востребованным розницей темам. Кроме того, важной частью наших конференций является общение игроков рынка и обсуждение наболевших тем в формате круглых столов, что всегда вызывает максимальный интерес розницы.
Также мы не забываем, что конференции – это прекрасный повод стимулировать внутреннюю жизнь сообщества, поэтому на 8К состоялась премьера нашей собственной премии «Звезда Канцклуба». Условия ее получения максимально прозрачны. Стать победителем может каждый участник нашего сообщества.
Среди важных событий Канцклуба – создание первого канцелярского радио. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Чем он важен для рынка?
«Радио Канцклуб» – очень важный и значимый для всей канцелярской отрасли проект. Хотя бы потому, что никто ничего подобного никогда не делал.
Собственное радио позволяет отрасли решить несколько стратегических проблем. Во-первых, оно дает поставщикам прямой канал связи с персоналом розницы и с конечными покупателями. Во-вторых, оно позволяет сформировать централизованный канал для трансляции всех важных новостей отрасли (сейчас мы работаем над этим). В-третьих, оно является для розницы источником не только правильно подобранной продающей музыки для торговых площадей, но и отраслевых новостей, рекламы и обучающих программ от поставщиков.
Сделать всероссийское радио было очень непросто: для этого потребовалось обеспечить вещание в одиннадцати часовых поясах РФ (чтобы утренние, дневные и вечерние эфиры выходили во всех регионах в правильное время) и одновременно с этим обеспечить единую сетку новостного вещания. Сейчас мы активно работаем над запуском всех информационных возможностей, которые станут доступны игрокам канцелярской отрасли.
«Будущее розницы – в применении современных торговых технологий и в формировании у целевой аудитории позитивного опыта».
Канцелярское радио является бесплатным для магазинов?
Да. В отличие от других сервисов с продающей музыкой, мы не берем деньги за подписку, использование радио совершенно свободное для всех желающих. Но, по законодательству РФ, озвучка коммерческих площадей должна оплачиваться, поэтому одна из наших задач – организовать удобный сервис, который будет работать в соответствии с требованиями закона. В настоящее время мы работаем над этим и надеемся, что к моменту публикации интервью этот вопрос будет полностью решен. Все желающие смогут легально транслировать продающую музыку в своих магазинах, заключив договор с «Радио Канцклуб», а мы со своей стороны обеспечим выполнение всех требований регулирующих организаций по этому вопросу.
От чего в сегодняшних условиях зависит успех в сфере розничных продаж канцтоваров?
Нужно следить за актуальностью формата офлайн-магазинов. Они должны становиться более эмоциональными и более технологичными, цеплять взгляд необычной привлекающей витриной и входной группой, а также одновременно с этим обладать развитыми возможностями онлайн-продаж, чтобы успешно конкурировать с маркетплейсами.
Покупатель приходит в специализированную канцелярскую розницу за эмоциями и нашими профессиональными компетенциями, и мы обязаны всё это ему предоставить. Это касается и формирования ассортимента, и выкладки продукции, и внедрения передовых розничных технологий в бизнес-процессы.
И, конечно, современные розничные магазины должны активно работать с целевой аудиторией в соцсетях. Фотографии товаров из каталогов давно никому не интересны. Людям нравится, когда их развлекают и в легкой форме делятся важными знаниями о канцтоварах. Покупатели любят короткие познавательные или развлекательные видео. Им не нравится читать длинные тексты о продукции и смотреть скучные фото. Людям очень важно, чтобы процесс покупки был максимально легким, в одно касание – а дальше товары сами появились на пороге, и быстрее, чем на маркетплейсе.
Всё это не так сложно организовать, как кажется на первый взгляд, и будущее розницы – в применении современных торговых технологий и в формировании у целевой аудитории позитивного опыта.