киндерINFO. статьи и интервью
Наталья Мурашко (МСЦ): «Требования к качеству товаров для детей растут»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 01.05.2024. МСЦ
Контроль качества и безопасности детских товаров – важная задача рынка. О том, что происходит в этой сфере, читателям КИНДЕРinfo рассказала Наталья Мурашко, ведущий специалист по сертификации продукции «Межрегионального Сертификационного Центра».
Наталья Мурашко (Межрегиональный Сертификационный Центр)
Наталья, какие главные события, влияющие на безопасность представленной на рынке детской продукции, произошли в последнее время?
Задача совершенствования системы контроля безопасности детских товаров остается сегодня остроактуальной. В последнее время было принято несколько очень важных законодательных актов и инициатив, которые напрямую направлены на решение этого вопроса.
К наиболее важным, с моей точки зрения, можно отнести принятие в 2023 году нового ГОСТа, который устанавливает точные определения всех видов детских игрушек. Теперь недобросовестные производители не смогут, как раньше, избегать обязательной сертификации игрушек, выдавая их за сувениры.
Кроме того, в Госдуме готовится законопроект, который обяжет продавцов на маркетплейсах предоставлять сертификаты на свою продукцию. Что это даст? Потребители, приобретая товар в интернете, смогут проверить легитимность сертификата, что позволит повысить качество товаров.
Как эти меры отражаются на развитии бизнеса?
Все эти меры, безусловно, будут позитивно влиять и уже влияют на развитие индустрии детских товаров. Как аккредитованный орган по сертификации, Межрегиональный Сертификационный Центр оценивает эти перемены только в положительном ключе. Представители теневого бизнеса, которые находили лазейки, чтобы обойти процедуру подтверждения соответствия качества своей продукции и не платить налоги, будут вынуждены легализоваться. Недобросовестным производителям и импортерам приходится принимать новые правила или уступать место цивилизованному бизнесу.
«если вам обещают оформить сертификат за один-два дня по заниженной стоимости, надо понимать, что это технически невозможно сделать без грубых нарушений процедуры сертификации, которая предусматривает проведение испытаний образцов продукции в лаборатории».
С какими результатами Ваша компания завершила 2023 год?
Традиционно одними из основных направлений деятельности нашей компании являются услуги для российских производителей и импортеров по сертификации игрушек, товаров для детей, детской одежды и обуви, оборудования детских игровых площадок и аттракционов. В прошлом году мы расширили область аккредитации и теперь оказываем услуги по сертификации электроприборов, низковольтного оборудования, технических средств, машин и оборудования.
В структуру Межрегионального Сертификационного Центра входит Испытательная лаборатория, специалисты которой выполняют комплексные работы по техническому освидетельствованию аттракционов, детского игрового оборудования и ударопоглощающих покрытий детских игровых площадок. За три года, включая 2023 год, наши инженеры-испытатели обследовали более 500 детских площадок общей площадью свыше 110 000 квадратных метров. На мой взгляд, это весомый вклад в развитие индустрии и в создание безопасной игровой среды для детей.
Что сейчас сдерживает рост продаж в сфере продукции для детей?
Сегодня наблюдаются скорее не сдерживающие факторы в этой сфере, а факторы, подстегивающие развитие рынка и рост продаж. Например, уход из России большинства иностранных производителей игрушек и детских товаров открыл новые перспективы для отечественных компаний. Это прекрасная возможность для них занять освободившиеся ниши, наращивать выпуск продукции и продаж.
Что является основными внешними и внутренними факторами, позитивно влияющими на увеличение спроса? От чего сейчас зависит эффективная работа в сфере товаров для детей?
Как я уже сказала, уход иностранных игроков на фоне введенных санкций сыграл на руку российским компаниям. Также фактором, влияющим на рост спроса на детские товары, являются государственные программы, направленные на увеличение рождаемости и поддержку семей с детьми.
Если говорить о возможных точках роста российских производителей детских товаров для их более эффективной работы, то это выход на маркетплейсы и участие в тендерах. Для этого не только весомым конкурентным преимуществом, но и необходимым условием будет наличие сертификата соответствия продукции.
Как меняются конкуренция в сфере сертификации и уровень предлагаемых услуг?
Конкуренция в сфере услуг по сертификации продукции всегда довольно высокая. К сожалению, сегодня среди компаний, предлагающих услуги по сертификации детских товаров, большое количество посредников, компаний-однодневок и серых фирм, которые оформляют документы с нарушениями. Они пользуются желанием производителей и поставщиков сэкономить и недостаточной осведомленностью многих игроков рынка о возможных последствиях таких нарушений.
Что в этой ситуации я могу посоветовать? Обращайтесь только в аккредитованный орган по сертификации. Проверить наличие аккредитации у компании можно самостоятельно на сайте Росаккредитации. Например, номер записи об аккредитации ООО «МСЦ» в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11МЦ01. Обращаясь к посредникам, Вы существенно переплачиваете.
Также если вам обещают оформить сертификат за один-два дня по заниженной стоимости, надо понимать, что это технически невозможно сделать без грубых нарушений процедуры сертификации, которая предусматривает проведение испытаний образцов продукции в лаборатории. По сути, цена такого сертификата равна цене листа офисной бумаги. При первой же проверке он будет аннулирован. А согласно КоАП РФ, ответственность за предоставление недействительных документов несет производитель или поставщик продукции, которому грозит штраф до 1 миллиона рублей с конфискацией продукции либо приостановка деятельности компании на срок до 90 суток с конфискацией продукции. К нам в Межрегиональный Сертификационный Центр часто обращаются производители, попавшие в подобную ситуацию. Они больше не хотят рисковать своим бизнесом, переживать за легитимность выданных документов, поэтому проходят сертификацию своей продукции по всем правилам в нашей компании.
«Индустрия детских товаров становится всё более прозрачной и регулируемой. производители, которые адаптируют свой бизнес к современным реалиям и подтвердят качество своей продукции, станут лидерами рынка».
Что будет основным в работе по сертификации детской продукции в 2024 году?
Очень важным шагом в вопросе обеспечения безопасности детских товаров считаю итоги заседания Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которое прошло в июле прошлого года. На этом заседании был запущен процесс подготовки постановления Правительства о проведении на территории России маркировки детских товаров по системе «Честный знак» с возможностью проверить наличие сертификата на товар. Такая маркировка станет мощным инструментом борьбы с контрафактом и гарантом подлинности и качества товаров для детей. Маркировка детских товаров во много определит дальнейшее развитие индустрии детских товаров и свяжет ее с системой сертификации.
Каковы Ваши прогнозы: что ждет игроков рынка детских товаров в ближайшее время?
Очевидно, что требования к качеству товаров для детей растут. Этот сегмент становится всё более прозрачным и регулируемым. Можно прогнозировать, что производители, которые адаптируют свой бизнес к современным реалиям и подтвердят качество своей продукции, станут лидерами рынка. Остальные уйдут. Чтобы не оказаться в их числе, рекомендуем в план производства или поставок товаров для детей обязательно включать этап сертификации продукции и, конечно, обращаться за профессиональной консультацией и оформлением сертификата соответствия к опытным экспертам Межрегионального Сертификационного Центра.
КИНДЕРINFO. ЖУРНАЛ 2024. №1
01.05.2024
Модный показ. Рынок детской одежды и обуви
2023 год стал для российской индустрии детской моды временем важных преобразований. С одной стороны, на рынке в связи с уходом из РФ многих зарубежных брендов появились свободные ниши и перспективы для развития отечественного производства. С другой стороны, демографическая ситуация и экономический кризис привели к снижению спроса и росту конкуренции.