киндерINFO. статьи и интервью
Леонид Симаков (Чек Индекс, Платформа ОФД): «В категории продукции для школьников происходит рост трат и объемов потребления»
КИНДЕРINFO. 10.03.2024. ЧЕК ИНДЕКС
О динамике продаж в сегменте детских товаров и об изменении цен на эту продукцию журналу КИНДЕРinfo рассказал Леонид Симаков, руководитель аналитического проекта «Чек Индекс» (checkindex.ru) компании «Платформа ОФД».
Леонид Симаков (Чек Индекс, Платформа ОФД)
Несмотря на общий рост потребления в 2023 году, в целом категория товаров для детей по сравнению с показателями 2022 года показала отрицательные результаты. Основная причина этого – сложная демографическая ситуация, которая приводит к снижению продаж товаров для малышей.
По данным Росстата, в 2023 году в стране был зафиксирован один из минимальных уровней рождаемости, что в первую очередь отражается на объемах потребления товаров для новорожденных. Этот сегмент оказался в аутсайдерах. Так, только за десять месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года более чем в два раза сократилось количество покупок стульчиков для кормления (минус 75%), детских кроваток (минус 54%), конвертов для новорожденных (минус 49%).
В категории продукции для школьников, напротив, происходит рост трат и объемов потребления. Традиционно это особенно ярко проявляется в сезон подготовки к учебному году. Так, в июле-августе 2023 года по сравнению с предыдущим годом родители увеличили количество покупок товаров для школы на 10-12%.
Происходит и перераспределение объемов по каналам продаж. Всё больше покупок совершается в интернете, где драйвером служит активность популярных маркетплейсов. Удобство оформления заказа, простой механизм возврата и обмена товаров перетягивают покупателей из офлайна в онлайн.
Немалая часть ассортимента продукции для детей поступает из-за рубежа, прежде всего из дружественных стран. Кроме того, многие детские товары, которые производятся в России, имеют высокую долю импортных составляющих.
Таким образом, этот сегмент подвержен влиянию валютных курсов и зависит от стоимости сырья. Игроки рынка при ценообразовании учитывают логистические затраты и другие издержки, что отражается на изменении конечной цены товаров. В частности, канцелярские принадлежности за одиннадцать месяцев 2023 года в среднем подорожали на 14%. За январь-октябрь 2023 года стоимость шариковых авторучек выросла на 45%, чернографитных карандашей – на 34%, альбомов для рисования – на 25%, тетрадей – на 21%, пластилина – на 18%.
«В целом ценовой рост в сегменте детских товаров остается ниже уровня инфляции, поскольку доля премиум-сегмента значительно снизилась, а доля масс-маркета выросла»
Однако в целом ценовой рост в сегменте продукции для детей остается ниже общего уровня инфляции. Это связано прежде всего с тем, что доля товаров премиум-сегмента стала заметно ниже, а доля масс-маркета с более демократичными ценами выросла.
КАК РАЗВИВАЕТСЯ СЕГМЕНТ ТОВАРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Январь – октябрь 2023, онлайн+офлайн, сетевая+несетевая розница
Товары для детей
Медианная цена детских товаров в январе-ноябре 2023 года составила 3453 руб., что на 4% выше уровня аналогичного периода 2022 года. Количество покупок в этом сегменте год к году сократилось на 7%. При этом в онлайн-канале фиксируется рост количества покупок, который относительно января-ноября 2022 года составил 16%.
Канцелярские товары
Медианная цена канцтоваров в январе- ноябре 2023 года составила 528 руб., что на 14% выше уровня аналогичного периода 2022 года. Общее количество покупок год к году снизилось на 7%. При этом онлайн-сегмент показал рост: количество интернет-покупок канцелярских товаров выросло относительно показателей января-ноября 2022 года на 21%.