киндерINFO. статьи и интервью
Мария Терехова (Ламинария): «Родители ищут книги, которые займут ребенка на несколько вечеров»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 06.11.2024. КНИЖНЫЙ РЫНОК
За внимание ребенка идет постоянная борьба: книги активно конкурируют с гаджетами. О том, что позволяет издательскому дому «Ламинария» оставаться в центре детского внимания, рассказала генеральный директор Мария Терехова.
Мария Терехова (Ламинария)
Мария, что сегодня происходит в сфере детской литературы и изданий для образования и развития детей? Какие основные тенденции определяют развитие рынка?
Сейчас у детей востребованы комиксы, детективы, фэнтези. Интерес к этим жанрам определяет трек развития нашего издательства. Мы наполняем издательский портфель теми жанрами, которые востребованы у читателей.
Добавлю, что маятник читательского интереса всегда качается между художественной литературой и нон-фикшном. Был период, когда нон-фикшн был очень востребован. Сейчас этот цикл, кажется, завершается.
При этом видим и интерес к книгам, которые рождаются на стыке этих жанров. Простые энциклопедии людям не нравятся, гораздо бóльшим спросом пользуются красивые, необычные книги. На примере нашего ассортиментного портфеля это легко отследить по книгам «Киты и мы» или «Каникулы на ледоколе». В них собраны энциклопедические данные, но при этом есть сюжет, законченные истории — а еще очень много красивых иллюстраций. То есть читателям нравятся не простые энциклопедии, а красивые, иллюстрированные издания большого формата с информацией, поданной в необычном ракурсе – книги на стыке энциклопедий и художественной литературы.
Какие еще жанры для детей сейчас наиболее востребованы? С чем это связано?
Например, фэнтези. Сейчас на него спрос очень велик. Этот жанр дает детям возможность отдохнуть от школьных будней, восполнить силы и переключиться. Также популярны комиксы. Их легко и интересно читать — это возможность быстро получить удовольствие.
За внимание ребенка идет борьба — гаджеты, развивающие игры, различные занятия, общение с друзьями. Книги конкурируют со всем этим, поэтому нет ничего удивительного в том, что комиксы стабильно лидируют среди запросов наших читателей.
От чего зависит и как в последнее время меняется покупательский спрос? Какие характеристики детских изданий наиболее важны для целевой аудитории – для детей и их родителей?
Спрос зависит от покупательной способности населения, и есть ощущение, что в последнее время она снижается. Месячный бюджет, который семьи выделяют на книги, сокращается: книги не являются товаром первой необходимости, хотя и помогают развивать ребенка. А значит, родители начинают выбирать их особенно тщательно.
Что касается характеристик, которые важны для читателей, то в первую очередь внимание обращают на качество издания: бумага, иллюстрации, обложка, качество печати. По продажам на выставках мы видим, что важен крупный формат книг: он привлекает взгляд. Люди чаще тянутся посмотреть наши иллюстрированные энциклопедии «Киты и мы» и «Узнать за выходные океан».
На третьем месте — текст, содержание. Родители ищут книги, которые займут ребенка на несколько вечеров. Покупатели хотят, чтобы детям было интересно, чтобы книга стала их постоянным спутником. В этом смысле очень хорошо работает серийность, благодаря которой ребенок сможет дольше оставаться с понравившимися героями и следить за их приключениями. Это характерно и для взрослых: не случайно все мы любим сериалы.
Какие проблемы сегодня стоят перед компаниями, выпускающими детские издания, наиболее остро?
Самая острая проблема — это рост цен на печать. Если раньше типографские расходы составляли треть общего бюджета книги, то сейчас эта доля стремительно увеличивается. В течение месяца может произойти перерасчет, и за темпами роста сейчас сложно угнаться.
Всё это влияет на цену издания, что в свою очередь снижает покупательную способность аудитории.
Еще одна проблема — это наполнение издательского портфеля. В последнее время многие зарубежные правообладатели приняли решение не сотрудничать с российскими издательствами. Мы ищем отечественных авторов. Есть ощущение, что при этом на нашем рынке пока не настолько много авторов, чтобы на 100% заполнить портфель произведениями российских писателей.
Мы видим, что в этом направлении идет активная работа, но пока многое зависит от редакторов и от их умения работать с рукописями, превращать тексты в готовые к публикации книги.
Какие ниши детского книжного рынка наиболее перспективны с Вашей точки зрения?
Мне кажется, интерес к комиксам, сказкам и детективам не угаснет никогда. Кроме того, практика показала, что сейчас растет спрос на необычные энциклопедии.
От чего будет зависеть успех бизнеса на детском книжном рынке в ближайшее время?
Трудно назвать какой-то один фактор. Могу предположить, что успех во многом будет зависеть от того, как редакторы будут улавливать интересы аудитории и новые тренды в литературе. Это непросто, но, если ты смог это сделать, твое издательство ждет успех.
Нужно ориентироваться на новые тренды, находить необычные темы, выпускать качественные, наполненные смыслом книги с красивыми иллюстрациями. Если соединить это в одном книжном проекте, то он будет успешным.
Уважаемые читатели! Если вы не получили осенний номер печатного журнала КИНДЕРinfo на выставках «Мир детства» и «CJF — Детская мода», пришлите, пожалуйста, на news@kinder-info.ru свой точный почтовый адрес. Мы отправим журнал вам по почте.
киндерINFO. КНИЖНЫЙ РЫНОК
06.11.2024
Екатерина Каширская (Пешком в историю): «Задача издателя – обеспечить максимально разнообразное предложение»
06.11.2024
Олег Морозов (Детская литература): «Важно приучить ребенка к чтению»
О тенденциях рынка изданий для детей читателям журнала КИНДЕРinfo рассказал Олег Морозов, генеральный директор издательства «Детская литература».
06.11.2024
Елена Измайлова (Clever): «Детские книги нужны во все времена, поэтому спрос стабилен»
О тенденциях и перспективах книжной отрасли мы беседуем с Еленой Измайловой, главным редактором издательства Clever.