киндерINFO. статьи и интервью
Сурана Раднаева (Sinoruss): «То, что товары для детей не подпадают под санкции, – это огромный плюс»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 28.10.2024. SINORUSS
Важная тема, которая обсуждалась в рамках деловой программы выставки «Мир детства-2024», – перспективы и тренды сотрудничества российских и китайских компаний. Модератором этого форума выступила консалтинговая компания Sinoruss. Ее генеральный директор Сурана Раднаева ответила на вопросы журнала КИНДЕРinfo.
Сурана Раднаева (Sinoruss)
Сурана, в последние месяцы многие представители бизнеса говорят о новых сложностях во взаиморасчетах с зарубежными партнерами, трудностях с логистикой и т. п. Как это может отразиться на детском рынке?
В нашей компетенции – обсуждать эту проблематику применительно к торговле с Китаем. К счастью, проблема платежей затронула детский рынок меньше, чем другие отрасли. Это связано с тем, что, во-первых, товары для детей не относятся к сегменту «чувствительных», то есть они не могут быть отнесены к товарам двойного назначения или использоваться для ключевых сфер промышленности.
Во-вторых, суммы платежей в сегменте импорта-экспорта детских товаров обычно не такие большие, как, например, в энергетике, промышленности или сельскохозяйственной отрасли. Китайские банки обращают внимание в первую очередь на крупные платежи – проверяют их долго и тщательно. В случае с товарами для детей всё проходит проще, но нельзя сказать, что в этом сегменте проблемы с платежами полностью отсутствуют.
Что касается логистики, то ситуация такова: в условиях высокой нагрузки и на пункты пропуска через границу, и на внутреннюю инфраструктуру сроки доставки действительно могут расти. Проблема будет решена в 2026-2027 годах после реализации планов по модернизации пунктов пропуска и Восточного полигона железной дороги.
Имеет ли смысл российским компаниям в сегодняшних условиях активно развивать импортное и экспортное направления?
Думаю, что импорт пока необходим, чтобы не возникло дефицита и не взлетели цены, особенно с учетом ухода из РФ целого ряда иностранных компаний. Одновременно с импортом необходимо отслеживать ситуацию на рынке, смотреть, в каких товарных категориях остаются свободные ниши, оценивать возможность создания производства.
Кстати, с соответствующими предложениями можно выходить и на Китай: предлагать партнерам из КНР варианты локализации производства в России, рассказывать о плюсах такого сотрудничества. Тем более что преимуществ множество: более низкие расходы на ресурсы, землю и налоги, а также на зарплаты сотрудникам, ну и отсутствие необходимости платить пошлины за импорт. К тому же если производство будет организовано в свободной экономической зоне, технопарке, на территории опережающего развития Дальнего Востока, то льготы и преференции будут еще более привлекательными. Об этом нужно рассказывать китайским партнерам, искать заинтересованные в сотрудничестве компании из КНР. К счастью, они и сами охотно приезжают в Россию для участия в отраслевых выставках. И уже есть позитивный опыт сотрудничества в сфере производства: китайские бренды запускают в России производство, например, автомашин, бытовой техники и т. д.
Идеальным был бы вариант, при котором компании из РФ и КНР, пользуясь низкой себестоимостью продукции, создают в нашей стране производство и выпускают товары высокого качества для российского и китайского рынков, а также для рынков третьих стран.
Причем китайские партнеры лучше нас знают свой рынок, особенности работы на нем, понимают, какая продукция там востребована, – без взаимодействия с ними выйти на огромный и очень платежеспособный Китай будет сложно.
Кроме того, учитывая, что у нас под боком большие рынки СНГ и АСЕАН, вполне возможен вариант, при котором продукция для детей, производимая на российских площадках в кооперации с китайскими партнерами, пойдет на экспорт в эти страны. Динамика курса рубля этому, кстати, очень способствует: сейчас гораздо выгоднее экспортировать, чем импортировать.
Что необходимо сделать компаниям, чтобы минимизировать возможные последствия новых санкций?
Первое – найти надежных партнеров в Китае. Отмечу, что сейчас у российского бизнеса очень востребована услуга по подбору и проверке компании в Китае.
Второе – найти способ платежей, лучше всего через работающий в Китае российский банк.
Третье – создать в Китае компанию и филиал, чтобы оперативно на месте решать все возникающие вопросы, посещать предприятия китайских партнеров, участвовать в выставках и других деловых мероприятиях, при необходимости напрямую контактировать с китайскими государственными органами. Открытие компании или филиала в Китае – также крайне популярная услуга у российских предпринимателей.
«Товары для детей занимают третье место в топе товарных категорий, экспортируемых Китаем. По итогам прошлого года китайский экспорт в Россию увеличился на 12,4%».
В каких товарных группах детского рынка зависимость от импорта из Китая наиболее серьезна и импортозамещение пока невозможно?
Российский детский рынок, конечно, зависит от импорта из Китая, но стоит отметить, что эта зависимость сформировалась задолго до усиления санкционного режима. Китай – крупнейший мировой производитель и экспортер товаров для детей. Будучи «мировой фабрикой игрушек», эта страна производит около 75% всех игрушек в мире. С 2016 по 2022 год, шесть лет подряд, экспорт игрушек из Китая рос, и в 2023 году Китай поставил на экспорт одних только игрушек на $40,57 млрд. Товары для детей занимают третье место в топе товарных категорий, экспортируемых Китаем. По итогам прошлого года китайский экспорт в Россию увеличился на 12,4%.
Среди наиболее востребованных товарных категорий, в которых сформировалась зависимость от Китая и в которых организовать импортозамещение пока сложно, отмечу коляски, товары для беременных и младенцев, текстиль и одежду, детскую мебель, товары для кормления и средства гигиены.
Могут ли вновь появившиеся проблемы с трансграничными платежами и логистикой привести к существенному повышению цен на представленные в России импортные детские товары и ту продукцию российского производства, в которой велика доля импортных составляющих?
Думаю, что ситуация применительно к этой товарной категории вряд ли значительно осложнится. То, что продукция для детей никак не подпадает под санкции, – это огромный плюс. И, судя по товарообороту между нашими странами, российские и китайские компании в целом находят решения проблем и с платежами, и с логистикой. Детские товары не относятся к категории «чувствительных», поэтому и внимание контролирующих органов к ним будет не таким пристальным. Однако вопросы платежей и логистики в любом случае нуждаются в тщательной проработке.
Что касается продукции российского производства, в которой велика доля импортных составляющих, то, к счастью, там не так много критически важных технологий, и всё это оборудование может быть найдено в Китае с учетом компетенций китайских партнеров в этом сегменте и их доминирующей роли на мировом рынке.
Уважаемые читатели! Если вы не получили осенний номер печатного журнала КИНДЕРinfo на выставках «Мир детства» и «CJF — Детская мода», пришлите, пожалуйста, на news@kinder-info.ru свой точный почтовый адрес. Мы отправим журнал вам по почте.
киндерINFO. ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
15.10.2024
Творчество и игра: всегда вместе. Мнение рынка
+ четыре расширенные версии интервью (!)
14.10.2024
Виктория Пояркова (Рисуй светом): «Отзывы о нашей продукции очень мотивируют и вдохновляют»
Российская компания «Рисуй светом», выпускающая оригинальные товары для детского творчества, представила на выставке «Мир детства-2024» целый ряд новинок, которые дарят ребенку отличные впечатления и переносят его в атмосферу волшебства.
О том, как новая продукция была встречена игроками рынка, рассказала Виктория Пояркова, руководитель отдела дизайна и разработки предприятия.
11.10.2024
Антон Михайлов (Фабрика творчества): «Мы готовы идти навстречу предпринимателям и всегда рады новым партнерствам!»
11.10.2024
Воздушный пластилин: Стремительный взлет в перспективной нише
12.09.2024
Светлана Пестова (АртАвангард): «Мы работаем по технологии полного цикла, и у нас больше вариантов, позволяющих получить нужный результат»
Российские производители, как и импортеры, в последние месяцы столкнулись с рядом проблем, связанных с трансграничными поставками. Тем не менее четко выстроенные технологии и грамотное стратегическое планирование позволили фабрике кистей и мольбертов «АртАвангард» заранее подготовиться к новому кризису и найти оптимальные решения в сфере поставок сырья и комплектующих. Об этом b2b-изданию КИНДЕРinfo рассказала руководитель отдела продаж фабрики Светлана Пестова.
ВАДИМ КАРПИЕВИЧ (DREAM MAKERS): «Чем интереснее опыт, который ребенок может получить в процессе творчества, тем лучше»
Материалы для детского творчества являются важной товарной категорией и для канцелярских, и для детских магазинов. Об особенностях розничных продаж этой продукции рассказал Вадим Карпиевич, руководитель отдела маркетинга производственного предприятия группы компаний Dream Makers.
ОЛЬГА САС (F.I.L.A. GROUP): «Мы движемся к моей мечте»
В бизнесе многое зависит от внешних обстоятельств, но более важны профессионализм руководителя и его вера в успех. Это подтверждает опыт российского представительства F.I.L.A. Group, которым уже более десяти лет руководит Ольга Сас.
ЕКАТЕРИНА ДУБОВА (БУМБАРАМ): «МЫ АКТИВНО РАЗВИВАЕМСЯ И ВИДИМ СВОЮ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ В СОЗДАНИИ НОВЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ ИГРУШЕК И ИГР»
Рынок детских товаров очень динамичный. С этим связаны и основные сложности, и главные возможности для развития бизнеса, считает Екатерина Дубова, директор по продажам компании «Бумбарам».
Ульяна Храмкова, сооснователь бренда и производства Amazing Color, предложила поговорить на важную тему, которая стала актуальной для предпринимателей, работающих в сегменте творческих наборов.