киндерINFO. статьи и интервью
Модный показ. Рынок детской одежды и обуви
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 01.05.2024. МОДНЫЙ ПОКАЗ
2023 год стал для российской индустрии детской моды временем важных преобразований. С одной стороны, на рынке в связи с уходом из РФ многих зарубежных брендов появились свободные ниши и перспективы для развития отечественного производства. С другой стороны, демографическая ситуация и экономический кризис привели к снижению спроса и росту конкуренции.
АННА АРСЕНТЬЕВА, КОМПАНИЯ BODO:
Успешное развитие бизнеса в сегменте детской моды зависит от быстрой адаптации к актуальным трендам. Не менее важна экологическая осознанность: необходимо тщательно выбирать ткани, поскольку современные родители обращают внимание на качество материалов, из которых изготовлена детская одежда.
На рынке происходят изменения: на смену иностранным производителям пришли российские марки, которые активно занимают освободившиеся ниши. Многие из тех, кто еще недавно торговал одеждой, обувью и аксессуарами через соцсети, открывают собственные магазины в торговых центрах. Кроме того, активно развиваются мультибрендовые универмаги, продающие одежду российских дизайнеров. Такой формат помогает молодым и небольшим брендам выйти из соцсетей в офлайн. При этом онлайн-торговля в целом и маркетплейсы в частности тоже стремительно набирают обороты.
Времена, когда младшие дети донашивали за старшими скучную, безликую одежду, давно прошли: развитие детской моды переходит на новый уровень. Учитывая это, мы добавляем детали, экспериментируем с формами и объемами, создаем интересные и оригинальные дизайны, которые выделяют наш бренд. В 2024 году продолжим делать акцент на функциональность, фактурность и разнообразие тканей, не забывая о натуральных материалах. Наши сезонные коллекции, как всегда, порадуют покупателей новыми фасонами, оригинальным кроем и актуальными цветовыми решениями.
МАРИНА СЕЧЕНОВА, ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА «ЛИДЕР-ТОРГ»:
В 2023 году рынок детской одежды и обуви существенно изменился под влиянием нестабильной политической ситуации. В 2021-2022 годах после отмены антиковидных ограничений был непродолжительный рост, а в конце 2022 года и в течение 2023 года объемы продаж снова сокращались. Снижение покупательной способности населения привело к изменению предпочтений целевой аудитории: родители всё чаще выбирают продукцию среднего и низкого ценовых сегментов. Компании в свою очередь активно ищут новые каналы коммуникаций с потребителями и способы повышения конкурентоспособности.
Ситуация на рынке детской одежды сейчас в целом предсказуема, но изменения в экономической среде могут привести к неожиданным последствиям. Адаптация к новым реалиям и поиск инноваций становятся ключевыми элементами выживания в сложных условиях.
На рынок сейчас оказывают влияние несколько модных трендов. Первый из них – рост интереса покупателей к изделиям из экологичных и устойчивых материалов. Важным становится снижение воздействия на окружающую среду при производстве детской одежды и обуви. Второй тренд – это удобство и функциональность изделий: потребители всё чаще выбирают одежду и обувь, которые обеспечивают комфорт и позволяют детям активно двигаться. Для создания детской одежды и обуви с такими дополнительными функциями, как защита от влаги и ветра, используются новые технологии. Третий тренд – многообразие стилей: сегодня родители и дети могут отдавать предпочтение самым различным стилям одежды и обуви. Учитывая это, компании всё чаще предлагают широкий ассортимент моделей. Четвертый тренд – популярность детской одежды и обуви ярких и насыщенных цветов.
НИНА НИКОНОВА, КОМПАНИЯ «НАШЕ-РИТЕЙЛ»:
Успешное развитие бизнеса в сегменте детской моды, как, впрочем, и в других сферах, зависит от крепости нервной системы предпринимателя, от его умения ориентироваться в происходящих изменениях и быстро подстраиваться под них.
В 2023 году продолжилось снижение спроса на одежду для детей. Покупатели всё так же экономят. Мы это видим в своей розничной сети и, чтобы компенсировать падение объемов в детском сегменте, включаем в свой ассортимент взрослые модели.
С экономической точки зрения, влияние на рынок оказывают такие тенденции, как рост доли маркетплейсов и уход из РФ крупных европейских брендов, что создает перспективы для развития российских марок. А негативным для всего бизнеса событием 2023 года стало резкое повышение ключевой ставки Банка России.
Если же говорить о главных тенденциях, то сейчас актуальны натуральные материалы, экологичность продукции, ее качество, а в дизайне – минимализм и возможность создания фэмили-луков.
АЛЛА ЮХИМЕНКО, ГРУППА КОМПАНИЙ «ЧАЙКОВСКИЙ ТЕКСТИЛЬ»:
Признание на рынке детской одежды и, в частности, в сегменте школьной формы зависит от успешного сочетания сразу нескольких параметров: современного дизайна и качества моделей, их практичности, повседневного комфорта и гигиеничности. Все эти характеристики определяет качество ткани, из которой изготавливается детская одежда. Именно от текстиля на 80% зависит долговечность изделий и даже здоровье ребенка. Модный ассортимент тканей для школьной формы «Лицей», которые наша компания выпускает с 2015 года, соответствует современным требованиям и именно благодаря этому пользуется неизменным спросом.
Особенность школьной формы заключается в том, что такая одежда должна быть в первую очередь безопасной, качественной и не сковывающей движения. При этом в школьной форме находят свое отражение и те тренды, которые актуальны для другой повседневной одежды. Например, в 2023 году стали популярны брюки палаццо и рубашки оверсайз, и ткани «Лицей» прекрасно подошли производителям для выпуска нового, модного ассортимента.
В 2024 году самым ожидаемым событием российского рынка школьной формы станет принятие ГОСТа. Единый стандарт усилит контроль над качественными характеристиками тканей в части их воздухопроницаемости и гигроскопичности. ГОСТ станет маркером для родителей и упростит выбор гарантированно безопасной одежды для школы, а также привлечет повышенное внимание швейных компаний и ретейлеров к качеству тканей.
АЛЕНА СИВКОВА, КОМПАНИЯ ZASPORT:
Сегмент детской моды работает сейчас в основном по тем же правилам, что и сегмент взрослой одежды, поэтому и основные составляющие успешного развития бизнеса здесь те же: правильная ценовая политика, качество продукции, ее актуальность, возможность создания полных луков и базового гардероба из изделий коллекции. Плюс не стоит забывать и про эмоциональный аспект: важно, чтобы вещи нравились не только родителям, но и самим детям, так как они сейчас всё больше принимают участие в выборе одежды.
Средний чек на детскую одежду за последнее время вырос. Это обусловлено тем, что покупатели стали выбирать более качественные вещи, для них важен материал и качество пошива. Также предпочтение отдается более сложному дизайну.
В сегменте продукции для детей сейчас востребованы такие же вещи, как и у взрослых: актуальный детский ассортимент обязательно включает в себя худи, бомберы, брюки карго, кардиганы – всё то, что присутствует в родительском гардеробе. Ещё один тренд – максимализм, который включает в себя и популярный оверсайз, и более смелые нанесения, и яркие детали. Также в детском ассортименте всё более востребованными становятся модели унисекс. Кроме того, растет спрос на одежду и обувь для спорта и отдыха.
Рынок сейчас находится в стадии реорганизации. За 2023 год он значительно пополнился местными марками, заменившими собой ушедшие зарубежные бренды: дети растут, и потребность в вещах для них остается прежней. Причем новые игроки рынка – это не только отдельные детские бренды: коллекции для детей добавляют в свою ассортиментную матрицу многие компании, которые раньше производили только взрослую одежду. Таким образом, конкуренция растет, и на выбор покупателей влияет не только функциональность изделий, но и эмоциональное восприятие бренда – то, какие ценности он несет и с чем ассоциируется у своей аудитории.