киндерINFO. статьи и интервью
Дарья Бровкина (Выбор родителей): «Наша главная задача – поддержка отечественных производителей»
ЖУРНАЛ КИНДЕРINFO. 14.10.2024. ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ
Совместная работа игроков рынка помогает решать многие проблемы, которые стоят перед бизнесом. Взаимоподдержка и обмен опытом сейчас особенно актуальны. О том, как это происходит сегодня, мы беседуем с Дарьей Бровкиной, президентом Ассоциации потребителей и производителей детских товаров и услуг «Выбор родителей».
Дарья Бровкина (Выбор родителей)
Дарья, чем, на Ваш взгляд, 2024 год наиболее интересен с точки зрения развития бизнеса в сфере товаров для детей?
Здесь важно выделить тенденции общие и те, которые характерны именно для рынка детских товаров. Во-первых, сейчас активно набирает обороты отечественная легкая промышленность. Во-вторых, происходит значительный рост интернет-торговли. В-третьих, повышается цифровизация бизнеса, что помогает субъектам малого и среднего предпринимательства, которыми в большинстве своем и являются производители детских товаров и услуг. Также важно, что российские покупатели всё больше проявляют интерес к продукции отечественного производства.
Развитию индустрии детских товаров способствует то, что этот год объявлен в России Годом семьи. О семье и интересах детей говорят на множестве площадок, благодаря этому удается привлечь дополнительное внимание органов власти к индустрии детских товаров как к отрасли, которая требует особого внимания и поддержки государства.
Кроме того, в фокусе внимания родительской аудитории и профессионального сообщества находится детский досуг. Ну и, конечно, растет интерес к отечественному детскому контенту – к видеоиграм и анимации, – к детской кибербезопасности, к образовательным, спортивным и развивающим комплексам. К тому же популярной остается тема «правильного питания», благодаря чему развивается сегмент экологичных продуктов для детей – на рынке есть новые интересные предложения.
С какими новыми вызовами игроки детского рынка столкнулись в этом году?
У импортеров возникли проблемы во взаиморасчетах с зарубежными поставщиками, более сложными стали логистические цепочки. Кроме того, меняется госрегулирование, что, с одной стороны, вынуждает компании корректировать свои бизнес-процессы, а с другой стороны, защищает потребителей от некачественной продукции.
Остаются актуальными проблемы, с которыми российские производители столкнулись в прошлом году. Поставки сырья, дефицит кадров, борьба с контрафактом – эти задачи не имеют быстрых решений.
Как эти проблемы помогает решать ассоциация «Выбор родителей»?
Наша главная задача – поддержка отечественных производителей. Во-первых, мы вместе с ними решаем проблемы, связанные с контрафактом, и участвуем в эксперименте по маркировке игрушек. Как оказалось, мы сами знали далеко не всё о возможностях этой программы. И теперь, изучив ее детально, одной из своих задач считаем донести эту информацию до игроков рынка и до потребителей. Это важно, поскольку маркировка является действенным инструментом, который защищает интересы и тех и других.
Во-вторых, мы принимаем активное участие в создании ряда законопроектов. Один из них – поправки в закон о защите прав потребителей. Этот законопроект обяжет продавцов, работающих на маркетплейсах, размещать в карточках товаров не просто сканы сертификатов и деклараций соответствия, а ссылки на эти документы, опубликованные на официальных сайтах регулирующих органов и уполномоченных организаций.
Также совместно с производителями детских товаров и ведущими поставщиками сырья мы прорабатываем решение сырьевой проблемы. В этой сфере уже есть очень полезные для бизнеса программы.
Что касается дефицита персонала, то в сентябре ассоциация «Выбор родителей» провела вторую конференцию по кадрам в легкой промышленности. Мы вместе со специалистами компаний-производителей и ведущих обучающих центров выявили главные болевые точки и обсудили возможные решения этой актуальной проблемы. Мы выступаем за поддержку семейных предприятий и бизнеса, который передается из поколения в поколение, – это один из факторов, позволяющих удержать кадры в отрасли.
«В связи с высокой конкуренцией в сфере производства, в ассортименте отечественных компаний появляются очень интересные игрушки».
Многие игроки рынка недовольны тем, что маркетплейсы, несмотря на действующее законодательство, становятся площадками для продажи не всегда качественных товаров по заниженным ценам. Нужно ли, с Вашей точки зрения, дополнительно регламентировать деятельность маркетплейсов, или достаточно усилить контроль над исполнением действующего законодательства?
Маркетплейсы – стремительно развивающий сегмент. С одной стороны, он открывает перед бизнесом широкие возможности. С другой стороны, здесь всё еще можно встретить некачественные товары. Поэтому регламенты, которые позволят усилить контроль над работой этих онлайн-площадок, конечно, необходимы. Кроме того, для борьбы с контрафактом можно применять механизмы, уже успешно работающие в офлайн-ретейле. Но действовать следует очень тонко: на одной чаше весов – безопасность потребителей, а на другой – развитие бизнеса многих производственных предприятий, для которых именно маркетплейсы являются основным, а порой даже единственным каналом продаж. Главное – не закрутить гайки слишком сильно.
Как вопросы, связанные с деятельностью маркетплейсов, решаются в рамках ассоциации «Выбор родителей»?
По маркетплейсам мы работаем в двух направлениях: привлечение дополнительного внимания покупателей к продукции отечественных производителей и борьба с контрафактом. Мы проводим мониторинг общественного мнения, организуем рабочие встречи членов ассоциации и, насколько это возможно, влияем на законодательные инициативы – передаем свои предложения в профильные комитеты Госдумы.
Кроме того, в прошлом году мы организовали диалог производителей и представителей маркетплейсов. Это была одна из самых сложных и эмоциональных встреч в ассоциации. Прозвучали острые вопросы: у производителей и онлайн-площадок множество нестыковок и недоговоренностей. Но, несмотря на это, встреча прошла успешно: были выслушаны разные мнения и приняты соответствующие решения. Это здóрово.
Маркетплейсы рассказали, что они делают для отслеживания контрафактной продукции. Конечно, проверять каждый товар, когда ассортимент исчисляется сотнями тысяч наименований, трудозатратно и порой невозможно. Тем не менее разрабатывать действующие механизмы совместно с производителями качественной продукции – дело правильное.
В 2024 году Ваша ассоциация вновь вручила премию «Выбор родителей». В каком формате определение победителей проходило в этот раз?
«Выбор родителей» – народная премия, но победителей выбирают и эксперты. В 2024 году, как и прежде, мы провели независимый опрос потребителей из всех регионов РФ. Чтобы родители активно участвовали в анкетировании и делились своим мнением о детских товарах, респондентам, выбранным через генератор случайных чисел, мы вручили интересные призы. Это первый этап.
На втором этапе продукцию лидеров народного голосования оценили эксперты. Звания победителей народной премии «Выбор родителей-2024» получили те номинанты, чьи товары, с точки зрения экспертов, действительно высокого качества.
Могу сказать, что сейчас, в связи с высокой конкуренцией в сфере производства, в ассортименте отечественных компаний появляются очень интересные игрушки.
«Одна из задач нашей ассоциации – научить покупателей определять качество продукции и выбирать те товары, которые принесут ребенку пользу».
Какие детские товары сейчас в приоритете у родителей?
Родители уделяют всё больше внимания развивающим функциям детских товаров. Эта тенденция выражается, например, в том, что сегодня покупают больше конструкторов, чем простых игрушек. В сегменте игрушек вообще заметно снижение объемов продаж. При этом растут категории товаров для активного отдыха, например велосипеды.
Мы анализировали изменения структуры расходов домашних хозяйств и индексы потребительских цен: в последнее время родители более рационально планируют свой бюджет, но порой делают выбор в пользу более дешевых товаров в ущерб качеству. Покупателей в целом удовлетворяет представленный на рынке ассортимент, а стоимость – далеко не всегда. При этом родители часто не знают, по каким критериям следует выбирать тот или иной товар. И как раз одна из задач нашей ассоциации – научить покупателей определять качество продукции и выбирать те товары, которые принесут ребенку пользу.
Кроме того, сейчас действует такой тренд (он нас, безусловно, радует): всё больше родителей смотрят в сторону отечественных производителей.
Какие главные задачи и проекты в планах ассоциации «Выбор родителей» на конец 2024-го и начало 2025-го года?
Мы будем работать над повышением узнаваемости российских брендов. Во всех субъектах РФ вместе с местной властью и игроками рынка будем активно участвовать в создании региональных программ по развитию индустрии детских товаров.
Совместно с Минпромторгом планируем продолжить работу над планом развития рынка на 2025-2030 годы – над так называемой дорожной картой индустрии детских товаров.
Среди важных задач – повышение безопасности детских площадок и аттракционов.
Кроме того, в планах ассоциации – продвижение, популяризация ГОСТа на школьную форму. Он, к сожалению, пока не принят. Надеемся, что это произойдет в ближайшее время (в том числе благодаря нашей работе).
Еще одно из главных направлений – проект «Подарок №1», который нацелен на поддержку как семей с детьми, так и отечественных производителей: в набор войдет именно российская продукция. Не буду забегать вперед, но скажу, что мы сейчас создаем проект таких подарков и для другой возрастной категории.
Помимо этого, наша ассоциация уверена в том, что культурно-историческое наследие нашей страны, традиции народов, населяющих РФ, можно продвигать через игры, игрушки, канцелярию, компьютерные игры, но самое главное – через художественное кино и мультипликацию. К нашей ассоциации присоединились сильные игроки анимационного рынка, и мы вместе с ними сможем продумать алгоритмы, которые помогут мультипликационному и художественному кино выйти на новый качественный уровень, и проработаем правильные механизмы реализации лицензионных игрушек.
Ну и надеемся, что уже до конца 2024 года выстрелит наш проект по развитию креативных игровых пространств. На выставке «Мир детства» мы провели сессию, посвященную этой теме, и представили несколько успешных примеров из разных регионов, где уже реализована программа открытия игротек.
Уважаемые читатели! Если вы не получили осенний номер печатного журнала КИНДЕРinfo на выставках «Мир детства» и «CJF — Детская мода», пришлите, пожалуйста, на news@kinder-info.ru свой точный почтовый адрес. Мы отправим журнал вам по почте.
киндерINFO. ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ
01.10.2024
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ»: ФОТОРЕПОРТАЖ КИНДЕРINFO
В «Экспоцентре» прошел Международный форум «Многополярный мир детских товаров и услуг. На страже семейных ценностей», который стал важной частью деловой программы выставок «Мир детства» и «CJF – Детская мода».
Фоторепортаж с этого мероприятия смотрите на сайте КИНДЕРinfo.
25.09.2024
Награждение лидеров премии «Выбор родителей 2024»: фоторепортаж КИНДЕРinfo
24 сентября в рамках деловой программы выставок «Мир детства-2024» и «CJF – Детская мода-2024. Осень» состоялось награждение победителей премии «Выбор родителей–2024».
21.09.2024
Дарья Бровкина (Выбор родителей): «Дефицит кадров – острая проблема для сферы производства детских товаров»
25 сентября в ЦВК «Экспоцентр» в рамках деловой программы выставок «Мир детства» и «CJF – Детская мода» состоится вторая конференция «Кадры в индустрии детских товаров и одежды: проблемы и решения». Партнером мероприятия выступает Ассоциация потребителей и производителей детских товаров «Выбор родителей». Ее президент Дарья Бровкина в преддверии этого важного отраслевого мероприятия ответила на вопросы b2b-издания КИНДЕРinfo.
13.06.2024
«Выбор родителей»: результаты опроса о детских игрушках
Ассоциация «Выбор родителей» провела опрос о выборе детских игрушек и поделилась его результатами.
ДАРЬЯ БРОВКИНА (ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ): «МЫ ОРГАНИЗУЕМ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА И ТЕМ САМЫМ ЭФФЕКТИВНО РЕШАЕМ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ»
О том, как строится работа Ассоциации потребителей и производителей детских товаров и услуг «Выбор родителей», а также о самых важных и актуальных проектах проектах в интервью журналу КИНДЕРinfo рассказала ее президент Дарья Бровкина.