НОВЫЕ И ВАЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ



WEB-версия журнала КИНДЕРinfo (осень 2024)

В центре внимания


Вебинар о маркировке детской одежды

Наш Telegram-канал

Подписывайтесь на telegram-канал КИНДЕРinfo и читайте самые актуальные новости рынка товаров для детей!


киндерINFO. статьи и интервью

Дарья Головина (BUSINESS_2_MOMMIES): семейная аудитория глазами эксперта

BUSINESS_2_MOMMIES. 06.11.2025. Маркетинг
Дарья Головина (BUSINESS_2_MOMMIES)
Меня зовут Дарья Головина, я основатель и креативный директор агентства BUSINESS_2_MOMMIES. 


Уже более десяти лет мы работаем исключительно с семейной аудиторией. Сердце В2М — это качественные исследования. Проще говоря, десять лет я из первых уст слушаю, как мамы покупают, на что они реагируют, что вызывает у них доверие, а что их раздражает.

Портал КИНДЕРinfo любезно предоставил мне возможность вести собственную рубрику, которую я планирую использовать, чтобы делиться с читателями живыми инсайтами, полученными напрямую от мам. 

Мои будущие публикации будут максимально практичными и точечными: я расскажу о микропаттернах поведения семейной аудитории, о нюансах, влияющих на восприятие продукта и решение о покупке, о ключевых триггерах доверия. А сегодня хочу обозначить рамки предстоящих материалов.

Я вижу: очень часто многим предпринимателям, бренд-командам и маркетологам просто не хватает времени для детального анализа базовых тенденций российского семейного рынка. Ведь для глубокого понимания ситуации необходимо постоянно мониторить инфопространство, отслеживать тренды и изучать аналитику. Именно этим мы с вами и займемся. 

Современная российская семья сегодня (в конце 2025 года) 

Типичный портрет семьи в России – это женщина с двумя детьми. Мы находимся в демографической яме, и государство, чтобы решить эту проблему, активно поддерживает программы, направленные на повышение рождаемости. Все меры поддержки, информационная повестка и стимулирующие механики направлены на популяризацию многодетности. Норма, которую стремятся сформировать, – это семья с четырьмя и более детьми. Я бы назвала ее «ультрамногодетной» семьей.

При этом точка приложения такой государственной политики – женщины 30-35 лет. Почему именно они рассматриваются как самая перспективная группа для дальнейшего повышения рождаемости? Они платежеспособны, уже имеют одного или двух детей и с наибольшей вероятностью готовы принять решение о рождении следующего ребенка.

Также есть еще один важный момент, который бренды часто предпочитают не озвучивать, хотя именно он влияет на коммуникационную стратегию и tone of voice. Речь идет о значительной роли женщин в принятии семейных решений. Учитывая высокую долю разводов и меньшую вовлеченность мужчин в бытовые процессы (хотя роль отца все же растет – и мы поговорим об этом позже), актуальной и неизменной остается традиционная для России модель «женщина как центр семейного управления». Это контекст, который нельзя игнорировать брендам, ориентированным на семейную аудиторию (особенно при разработке маркетинговых кампаний и рекламных сообщений). 

География диктует разнообразие семейных моделей

Наша страна огромна, но когда дело доходит до реального определения целевой аудитории, многие пишут в брифе: «Наша ЦА — семейные люди».

Между тем мы живем в стране с одиннадцатью часовыми поясами, десятками этнических групп, различными религиозными и культурными традициями. И сегодня усиливается тренд на сохранение локальной идентичности: людям важно подчеркивать свой язык, сохранять свои традиции и свою семейную модель.

Семья в Москве, семья в Удмуртии и семья в Чечне — это не просто варианты одной социальной структуры, а совершенно разные системы ценностей, ролей и бытовых предпочтений. Для кого-то важны рациональность и time-saving, другие в первую очередь ориентируются на традиции, а где-то решающую роль играет мнение старшего поколения.

Для нас как для маркетологов это означает одно: стратегия должна быть гибкой. Сегментация семейной аудитории не должна ограничиваться только демографическими показателями вроде дохода или возраста родителей и ребенка (детей). Необходимо также учитывать культурный код и локальный контекст. Иначе бренд рискует не попасть в цель, а остаться неуслышанным и непонятым аудиторией. 

Опыт материнства: уверенность не так однозначна

Существует распространенное мнение, что с рождением второго или третьего ребенка мама автоматически становится более уверенной и продвинутой. Однако это не совсем так. Она, безусловно, уже имеет больше уверенности в базовых аспектах ухода за детьми, но каждый новый ребенок приносит новый набор потребностей и задач. Во время наших исследований участники фокус-групп регулярно отмечают: «Я уже сталкивалась с подобным ранее, но этот ребенок другой, и я снова не знаю, что делать». Материнство не повторяется.

Добавим к этому динамику рынка, который стремительно трансформируется: меняются товарные категории, исчезают привычные бренды, приходят новые торговые марки, внедряются инновации. Та же женщина, которая уверенно выбирала товары и услуги пять лет назад, сегодня снова учится выбирать. Материнство становится более технологичным и насыщенным информацией, и даже опыт не гарантирует спокойствия — он не дает абсолютной уверенности в правильности выбора.

Таким образом, вывод очевиден: брендам важно снова и снова перепредставляться даже перед опытными мамами, защищать себя и подтверждать свою ценность. 

Что это значит для бренд-команд и владельцев бизнеса, ориентированных на семейную аудиторию в России?

Мы работаем с аудиторией, которая одновременно сочетает в себе рациональность и уязвимость, зрелость и усталость, независимость и постоянную готовность адаптироваться. И эта комбинация требует от брендов глубокого понимания особенностей покупательского поведения мам и тонкого обращения к своим покупателям.

Ключевые принципы, которые я бы вынесла:

  • брендам необходимо скорректировать (перепроверить) свой образ семьи и свою целевую аудиторию (это можно сделать на базовом качественном исследовании);
  • следует учитывать стратегический фокус на многодетность и рассматривать женщин 30-35+ лет как одну из важных целевых групп, но при этом помнить, что молодые родители от них очень отличаются, и готовить коммуникацию в том числе на вырост;
  • важно воспринимать семейный рынок как сложную многоуровневую структуру, а не как единый однородный сегмент;
  • необходимо уважать опыт женщины, но не предполагать, что опыт автоматически означает уверенность.

В следующих публикациях я более детально рассмотрю различные аспекты работы с семейной аудиторией: буду рассказывать о реальных моделях поведения мам, стресс-триггерах, паттернах доверия, пути потребителя от поиска и знакомства с брендом до формирования лояльности, а также предложу очень прикладные приемы, которые помогают брендам взаимодействовать с покупателями эффективно и уважительно.

Семейный рынок — одна из самых нестабильных с маркетинговой точки зрения территорий. И если мы хотим расти вместе с нашими потребителями, нам нужно слышать их так же внимательно, как они слышат своих детей. 


КИНДЕРINFO. Статьи и интервью

Ульяна Храмкова
Исследование рынка детских товаров
Детское телевидение
Алена Трубина Пластмастер
Товары для новорожденных
Маркировка игрушек
06.10.2025

Со специальным кодом: обязательная маркировка детских товаров

1 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ №819 от 31 мая 2025 года, определяющее правила и этапы обязательной маркировки целого ряда детских товаров. Для производителей и импортеров она стартует 1 декабря 2025 года. С этой же даты торговые компании и розничные магазины могут маркировать товарные остатки.

Какие шаги уже сейчас следует предпринять игрокам рынка? Какие товары теперь придется маркировать? В какие сроки необходимо это сделать? Редакция b2b-журнала КИНДЕРinfo собрала на информационных ресурсах ЦРПТ (оператора государственной системы маркировки «Честный знак») ответы на эти вопросы. 

Даша Тори, Mascot Studio
Виктор Зверьков, издательство Фламинго
Анастасия Бутрамьева, МСЦ 
Супергерои лицензионного рынка в цифрах «Ипсос Комкон» 
Back to school: выбирает ребенок 
Мария Дворядкина (телеканал Мультиландия): «Мы превратили телик в игровую консоль»
01.10.2025

Мария Дворядкина (телеканал Мультиландия): «Мы превратили телик в игровую консоль»

Современные дети – очень интересная, но в то же время непростая аудитория. Они живут в наполненном информацией мире, быстро переключают внимание, часто меняют предпочтения и стремятся создавать собственный контент.

Мария Дворядкина, директор «Мультиландии», рассказала читателям журнала КИНДЕРinfo о том, как телеканал общается со зрителями, как меняются тренды медиапотребления, и поделилась успешными кейсами взаимодействия с детской аудиторией. 

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies