КИНДЕРNEWS. НОВОСТИ РЫНКА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ
Россияне назвали факторы, влияющие на решение о рождении ребенка
РОМИР. 27.06.2024. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА
Чем больше у россиян доходы, тем выше у них желание завести ребенка, причем заметнее всего это желание возрастает при увеличении дохода до 80–120 тыс. руб. Это выяснилось в ходе исследования, которое провели исследовательский холдинг «РОМИР» и институт «Яков и Партнеры».
Главным фактором в решении о рождении ребенка респонденты считают финансовые возможности (47%). Далее по значимости идут такие факторы, как доступность и качество медицинской помощи (22%) и желание иметь детей (22%), а государственная поддержка оказалась лишь на пятом месте (15%). К таким выводам пришли эксперты «Яков и Партнёры» и исследовательского холдинга «РОМИР» в рамках очередного совместного отчета «Новое российское общество: динамика настроений граждан».
Исследование проведено в мае 2024 г. на базе Лонгитюдной системы РОМИР – социально-измерительной системы, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамическом развитии, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.
Отвечая на вопрос «Собираетесь ли Вы завести ребенка в обозримом будущем?», 16% респондентов ответили утвердительно, причем 7% признались, что сделают это уже в течение ближайшего года.
Чаще всего изъявляют желание завести детей респонденты из поколения Y (20–37 лет), а реже всего – представители поколения X (38–58 лет). При этом эксперты отметили примечательную закономерность: чем больше у опрошенных доходы, тем выше у них желание родить детей. Заметнее всего (с 16% до 23%) доля желающих завести ребенка возрастает при переходе с уровня дохода в 20–80 тыс. руб. в месяц (к этой категории в 2023 г. относилось 85% россиян) на уровень в 80–120 тыс. руб. в месяц. Когда уровень дохода превышает 120 тыс. руб. в месяц, доля желающих завести ребёнка продолжает расти, хотя и не так интенсивно, и достигает 26%.
Что же касается территориального распределения, более склонны заводить детей респонденты из малых населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек (22%). Наибольшее желание иметь детей зафиксировано у жителей Дальневосточного федерального округа (24%), наименьшее – у жителей Сибирского федерального округа (13%).
«Для всех респондентов вне зависимости от их возраста, уровня дохода и места жительства главным фактором при принятии решения о рождении ребенка остаются финансовые возможности. При этом факторы, влияющие на решение завести ребенка, практически одинаковы у женщин и мужчин», – комментирует директор института «Яков и Партнёры» и соавтор исследования Елена Кузнецова. «Для респондентов в возрасте 18–19 лет в число главных факторов входят также качество образования (25%) и возможность совмещения семейной жизни с профессиональной карьерой (25%). А для опрошенных жителей городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, вторым по значимости фактором является безопасность для ребенка (23%)», – добавила она.
Исследование проведено в мае 2024 г. на базе Лонгитюдной системы РОМИР – социально-измерительной системы, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамическом развитии, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.
Отвечая на вопрос «Собираетесь ли Вы завести ребенка в обозримом будущем?», 16% респондентов ответили утвердительно, причем 7% признались, что сделают это уже в течение ближайшего года.
Чаще всего изъявляют желание завести детей респонденты из поколения Y (20–37 лет), а реже всего – представители поколения X (38–58 лет). При этом эксперты отметили примечательную закономерность: чем больше у опрошенных доходы, тем выше у них желание родить детей. Заметнее всего (с 16% до 23%) доля желающих завести ребенка возрастает при переходе с уровня дохода в 20–80 тыс. руб. в месяц (к этой категории в 2023 г. относилось 85% россиян) на уровень в 80–120 тыс. руб. в месяц. Когда уровень дохода превышает 120 тыс. руб. в месяц, доля желающих завести ребёнка продолжает расти, хотя и не так интенсивно, и достигает 26%.
Что же касается территориального распределения, более склонны заводить детей респонденты из малых населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек (22%). Наибольшее желание иметь детей зафиксировано у жителей Дальневосточного федерального округа (24%), наименьшее – у жителей Сибирского федерального округа (13%).
«Для всех респондентов вне зависимости от их возраста, уровня дохода и места жительства главным фактором при принятии решения о рождении ребенка остаются финансовые возможности. При этом факторы, влияющие на решение завести ребенка, практически одинаковы у женщин и мужчин», – комментирует директор института «Яков и Партнёры» и соавтор исследования Елена Кузнецова. «Для респондентов в возрасте 18–19 лет в число главных факторов входят также качество образования (25%) и возможность совмещения семейной жизни с профессиональной карьерой (25%). А для опрошенных жителей городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, вторым по значимости фактором является безопасность для ребенка (23%)», – добавила она.
По словам исполнительного директора «РОМИР» Инны Караевой, исследование показало, что наиболее эффективными мерами господдержки, нацеленными на повышение рождаемости, являются улучшение условий декретного отпуска (35%), повышение доступности и качества медицинской помощи (34%), увеличение материнского капитала (33%), тогда как пропаганда многодетной семьи занимает среди всех факторов последнее место (18%). «Вместе с тем значимость факторов различается для респондентов из разных категорий, – пояснила она. – Для женщин значительно важнее улучшение условий декретного отпуска (52%) и качества медицинской помощи (49%), для респондентов в возрасте 20–37 лет в число главных факторов входит повышение доступности детских садов и кружков (24%), а для зумеров – расширение программы семейной ипотеки (35%). В федеральных округах, где наблюдается наименьший процент желающих завести детей (Южном, Северо-Кавказском и Сибирском), значимую роль играют такие факторы, как повышение доступности детских садов и кружков (32%), а также расширение программы семейной ипотеки (23%)».