киндерINFO. статьи и интервью
Куклы против санкций. Что стало с рынком Барби в России после 2022 года
КИНДЕРINFO. 01.04.2024. КУКЛЫ BARBIE
Фото: Ian Waldie/Getty Images
ИСТОРИЯ БАРБИ
В 1945 году Эллиот Хэндлер и его супруга Рут начали производить игрушки, оборудовав для этой цели небольшой гараж в Лос-Анджелесе. Позже к ним присоединился друг семьи Гэрольд Мэтсон по прозвищу Мэтт. Вместе они основали компанию Mattel, название которой объединяет первые слоги имен или прозвищ партнеров.
Рут и Эллиот Хэндлер с куклами Барби и Кеном
Фото: Bettmann Archive/Getty Images
Создательницей Барби стала Рут Хэндлер. В 1955 году она отдыхала в Альпах и увидела на витрине сувенирного магазина куклу Бильд Лилли, придуманную карикатуристом немецкой бульварной газеты Bild Zeitung по мотивам комиксов. Игрушечная стройная блондинка с ярким макияжем предназначалась для взрослых в качестве коллекционной вещи. Затем Рут наблюдала за играми дочки Барбары и ее подруг, которые вырезали из бумаги фигурки девушек с модельными параметрами и примеряли на них «одежду» из бумаги. Тогда Рут задумалась о том, что детям нужны не только пупсы, — и создала куклу, которая отличается от других высоким ростом, узкой талией и ярко выраженной женственностью. Она получила название Барби в честь дочери Хэндлеров Барбары.
Кукла Бильд Лилли
Фото: Science Museum/Global Look Press
Оригинальная Барби со светлыми волосами, черно-белым купальным костюмом и обращенными в сторону глазами поступила в продажу в 1959 году.
«Я сразу сказал своей жене: «Рут, ни одна мама не купит своей дочери куклу с такими формами», — вспоминал позже Эллиот Хэндлер.
Однако кукла с модельной внешностью быстро завоевала мировой рынок, став бестселлером во многих странах.
Дизайн первой куклы Барби
Фото: Kiki/Global Look Press
«В отличие от игры с пупсом, в которой маленькая девочка в значительной степени ограничена ролью матери, Барби всегда олицетворяла, что у женщины есть выбор. Даже в ранние годы Барби не приходилось довольствоваться тем, что она была всего лишь девушкой Кена или заядлой покупательницей. У нее была одежда, например, чтобы начать карьеру медсестры, стюардессы или певицы в ночном клубе», — писала в своих мемуарах Рут Хэндлер.
Вскоре после выхода первой куклы компания Mattel начала выпускать игрушечные домики, посуду, одежду и другие сопутствующие предметы. Позже Барби обзавелась другом Кеном, получившим имя в честь сына четы Хэндлер Кеннета. Постепенно у куклы появлялись друзья, родственники, дети и питомцы.
Фото: Getty Images
Сегодня куклы Барби выпускаются с 35 оттенками кожи, 97 прическами и девятью типами телосложения. Среди них — куклы больших размеров, с инвалидными колясками, с синдромом Дауна, витилиго и другими особенностями. Об этом в комментарии Reuters рассказала вице-президент и главный бренд-менеджер Mattel Лиза Макнайт:
«Раньше Барби была более уникальным отражением красоты и более одномерной. Сегодня существует много Барби, и у нас есть разные взгляды на бренд».
Фото: Mattel
Кроме того, кукла примерила на себя самые разные профессии и социальные роли — от домохозяйки до космонавта, а также была воплощена в образах реальных людей. В разные годы были выпущены куклы в честь Дженнифер Лопес, Бритни Спирс, Риз Уизерспун, Джиджи Хадид, Ники Минаж, Кэти Перри, Кристен Стюарт и других знаменитостей. В 2021 году прообразом для Барби стала единственная женщина в отряде космонавтов «Роскосмоса» Анна Кикина.
Куклы-космонавтки Барби
Фото: Greg Gibson/AP
БАРБИ В РОССИИ
Советские дети узнали о Барби в 1980-х годах, когда ее начали продавать спекулянты. В начале 1990-х кукла появилась на полках российских магазинов и обрела большую популярность, которая сохраняется до сих пор — несмотря на официальный уход компании Mattel из России в 2022 году. Об этом «Газете.Ru» рассказала президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина.
Девочка с куклой Барби в магазине детских товаров, Москва, 1992 год
Фото: Антонов Алексей, Власов Олег/Фотохроника ТАСС
«Официальные поставки прекратились в мае 2022 года, и до конца года продавался тот объем, который был завезен ранее — это были значительные запасы. Ввоз по параллельному импорту сосредоточен на новинках и самых популярных продуктах компании. Первыми наладили прямые поставки розничные сети и ряд маркетплейсов», — поделилась Цицулина.
Она добавила, что в 2022 году Mattel также приостановила выдачу лицензий на производство в России продукции под своим брендом. В стране работало прямое представительство организации, которое осуществляло самостоятельные поставки продукции. После приостановки ее деятельности все договоры были расторгнуты. Тем не менее компания имеет юридическое право предъявлять претензии за продажу подделок на территории России.
«Ввоз оригинальной продукции не лицензируется, ввозить можно без ограничений, используя механизм параллельного импорта», — рассказала эксперт.
По словам Цицулиной, помимо оригиналов, на рынке всегда было большое разнообразие «барбиподобных» кукол, в том числе разработанных в России. Например, куклы компании «Гулливер», производимые в Китае, а также игрушки других международных компаний. Тем не менее Барби остается безусловным лидером в своей категории.
Куклы «София» в ЦДМ на Лубянке в Москве, 2023 год
Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости
«У нас нет фабрик в России, которые могут повторить всю линейку игрушек — особенно маленьких кукол и аксессуаров, начиная от домиков, до питомцев и одежды. Единичные куклы есть у фабрики кукол «Весна» из Кировской области», — рассказала президент АИДТ.
Летом 2023 года всемирный ажиотаж вокруг фильма «Барби» распространился и на Россию — несмотря на то, что официально фильм в стране не вышел. Как отметила Цицулина, в России продажи Барби и сопутствующих товаров с 21 по 28 июля 2023 года увеличились в 1,5 раза.
Источник: «Газета.Ru»
20.03.2024
НЕДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ МОДЫ С ЕЛЕНОЙ ПИСЬМЕНСКОЙ
25 марта 2024 года в 16:00 по Москве приглашаем вас на бесплатный вебинар по теме «Вопросы маркировки. Как действовать эффективно».
CJF – ДЕТСКАЯ МОДА-2024. ВЕСНА
20.03.2024
ОЛЬГА КАБАРГИНА (G’N’K): «ПРИЯТНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РФ АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ»
Ольга Кабаргина, исполнительный директор российского премиального бренда G’n’K, рассказала читателям b2b-издания КИНДЕРinfo о новинках ассортимента, трендах детской fashion-индустрии и итогах выставки «CJF – Детская мода-2024. Весна».
Дина Филимендикова (Brinco): «Новых клиентов на этой выставке было больше, чем обычно»
20.03.2024
Среди несомненных плюсов прошедшей выставки «CJF – Детская мода-2024. Весна» Дина Филимендикова (бренд BRINCO, ООО «Модные дети») называет интерес представителей розницы к новинкам и успешные контакты с новыми клиентами.
АННА ЛАВРЕНТЬЕВА (OLDOS): «КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ ВАЖНЫ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ»
19.03.2024
Несмотря на общий экономический кризис, продажи детской одежды остаются активными. О тенденциях рынка и итогах выставки «CJF – Детская мода» рассказала Анна Лаврентьева, коммерческий директор OLDOS.
19.03.2024
Кристина Трубникова (ANALPA): «Интерес к нашим новым моделям вдохновляет на дальнейшее развитие детского направления»
Кристина Трубникова, руководитель подразделения «Детская и подростковая обувь» компании ANALPA, рассказала о важных тенденциях рынка, изменениях запросов клиентов, актуальных новинках и итогах выставки «CJF – Детская мода-2024. Весна».
17.03.2024
Позитивно, успешно, продуктивно: отзывы о выставке «CJF – Детская мода»
19-22 февраля в ЦВК «Экспоцентр» состоялась главная выставка одежды, обуви и аксессуаров для детей «CJF – Детская мода-2024. Весна». B2B-издание КИНДЕРinfo попросило компании, которые приняли участие в этом важном событии, поделиться своими впечатлениями. Сегодня публикуем часть полученных отзывов.
Анна Бабаева (Призма): «Люди устали от монохромной темной одежды и обуви»
17.03.2024
Успешная выставка является площадкой для демонстрации не только новинок, но и новых тенденций рынка. Прошедшая выставка «CJF – Детская мода-2024. Весна» не стала исключением. О том, как изменились запросы покупателей и какие модели сейчас наиболее востребованы в сегменте детской обуви, рассказала Анна Бабаева, руководитель отдела продаж компании «ПРИЗМА».
ЛЮДМИЛА РУДАКОВА (LA PETITE LUCIE): «УСПЕХ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ГРАМОТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ»
17.03.2024
Среди новых участников выставки «CJF – Детская мода», которая состоялась в ЦВК «Экспоцентр» в конце февраля и открыла сезон деловой активности на fashion-рынке, можно было увидеть актуальный детский бренд La petite Lucie. Его основатель Людмила Рудакова поделилась с читателями КИНДЕРinfo своими впечатлениями от прошедшего отраслевого мероприятия.
17.03.2024
АНАСТАСИЯ ЧЕЛИК-ПЕТРЕНКО (АРУНА): «СОХРАНЯЕТСЯ СПРОС НА ИЗДЕЛИЯ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ КАЧЕСТВОМ ПОШИВА И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТКАНЕЙ»
Компания «Аруна» – постоянный участник выставки «CJF – Детская мода» – в февраля представила на своем стенде востребованные детские товары для спорта и отдыха. О том, какая продукция сейчас пользуется спросом, и об итогах прошедшего отраслевого мероприятия мы беседуем с руководителем компании «Аруна» Анастасией Челик-Петренко.
15.03.2024
ОЛЬГА СПИЦКО (MINIDINO): «СЕЙЧАС ВОСТРЕБОВАНА ОДЕЖДА РАЗНООБРАЗНЫХ ЯРКИХ ОТТЕНКОВ»
В начале года новый деловой сезон на рынке детской одежды и обуви традиционно открывает отраслевая выставка «CJF – Детская мода. Весна». О том, как прошло это мероприятие и какие тренды оно продемонстрировало, читателям b2b-издания КИНДЕРinfo рассказала Ольга Спицко, руководитель отдела продаж интернет-магазина и оптового направления сибирского бренда одежды MINIDINO.
ИТОГИ ВЫСТАВКИ «CJF – ДЕТСКАЯ МОДА-2024. ВЕСНА»
12.03.2024
Выставка «CJF – Детская мода-2024. Весна» объединила более 200 ключевых компаний индустрии детской одежды, обуви и аксессуаров, продемонстрировала уникальные новинки и дизайнерские разработки, отражающие актуальные тренды 2023/2024 годов.
ФОТОРЕПОРТАЖ «CJF – ДЕТСКАЯ МОДА-2024. ВЕСНА»
22.02.2024
С 19 по 22 февраля в ЦВК «Экспоцентр» прошла выставка «CJF – Детская мода-2024. Весна».
Предлагаем вашему вниманию фотографии четырех ярких дней этого важного отраслевого события.