НОВЫЕ И ВАЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


КИНДЕРinfo: рубрика «Как продавать российской семье» от Дарьи Головиной / BUSINESS_2_MOMMIES


Медиакит журнала КИНДЕРinfo 2026

Медиакит сайт КИНДЕРinfo 2026

Для размещения информационных и рекламных материалов компаний редакция КИНДЕРinfo разработала несколько максимально эффективных форматов.


В центре внимания


Вебинар о маркировке детской одежды

Наш Telegram-канал

Подписывайтесь на telegram-канал КИНДЕРinfo и читайте самые актуальные новости рынка товаров для детей!


киндерINFO. статьи и интервью

Дарья Головина (BUSINESS_2_MOMMIES): российские мамы в цифрах. Как меняется структура целевой аудитории и почему это важно брендам

BUSINESS_2_MOMMIES. 22.12.2025. Маркетинг

Дарья Головина, основатель и креативный директор маркетингового агентства BUSINESS_2_MOMMIES, в рубрике «Как продавать российской семье» делится актуальной статистикой, которая будет полезна для выстраивания эффективных бренд-коммуникаций.

В рамках наших фокус-групп и B2M_Исследований мы не только напрямую общаемся с мамами, но и очень детально работаем с цифрами и статистикой. Это связано с тем, что анализируя самые актуальные данные официальных источников (Росстат, «Сбер») и профильные государственные документы, можно точнее понять масштаб нашей аудитории, ее возрастную структуру, демографические тренды и финансовое поведение.

Именно этим данным я хотела бы посвятить сегодняшнюю статью. Это наш с вами ориентир для работы с мамами и семьями России. 

Дарья Головина BUSINESS_2_MOMMIS

Три поколения российских мам

Обычно в маркетинге аудиторию мам принято делить на две возрастные группы — младше и старше 30 лет, поскольку считается, что к этому возрасту существенно меняются жизненные приоритеты и модели поведения. Однако государственная статистика оперирует пятилетними интервалами.

Чтобы сохранить аналитическую точность и одновременно не перегружать деталями, мы в B2M выделяем три ключевые возрастные группы:

  • 20–30 лет;
  • 30–40 лет;
  • 40–50 лет.

Женщины именно из этих возрастных групп формируют ядро семейной аудитории. Их поведение и потребности можно рассматривать, в том числе, как ориентир для эффективных бренд-коммуникаций. 



Как распределяется население

В России проживает около 60 миллионов человек в возрасте от 20 до 50 лет. Женщин среди них чуть больше, чем мужчин.

По возрастным группам распределение выглядит следующим образом:

  • 20–30 лет — 15 млн (из них женщин – 7,2 млн);
  • 30–40 лет — 23 млн (из них женщин – 11,5 млн);
  • 40–50 лет — 22 млн (из них женщин – 11,5 млн).

Интересно, что возраст 30 лет выступает неким демографическим водоразделом. После этой «отметки» число женщин начинает заметно преобладать над числом мужчин.

Если смотреть динамику, становится видно, что группы 20–30 лет и 30–40 лет постепенно сокращаются, а сегмент 40–50 лет — растет. Это прямое отражение старения населения: нисходящий тренд сменяется восходящим. 

Распределение населения России по возрастным группам


Портрет среднестатистического россиянина

По последним данным Росстата (по состоянию на октябрь 2025 года), среднестатистическим жителем нашей страны является 41-летняя женщина. Она работает в сфере торговли – исторически эта отрасль всегда была основной для женщин, однако сегодня «прилавок» сменился на работу в e-commerce.

Ключевые характеристики:

  • Ее ежемесячная зарплата составляет около 84 тысяч рублей.
  • Она русская по национальности.
  • Состоит в браке.
  • Имеет высшее образование.
  • Проживает в городе, в двухкомнатной квартире.
  • Активно пользуется цифровыми сервисами.
  • Ежегодно увеличивает свой доход примерно на 8%.
Именно этот портрет важно учитывать при анализе массовой аудитории, особенно в сегменте семейных категорий. 



Доходы аудитории 20–50 лет

Средние зарплаты по возрастным группам распределяются так:

  • 20–30 лет — 66 500 ₽;
  • 30–40 лет — ~82 000 ₽;
  • 40–50 лет — ~73 000 ₽.

По данным «Сбера», именно эти три возрастные группы — от 20 до 50 лет — совершают наибольший объем расходов. Они и есть финансовый двигатель внутреннего потребления. 

Рождаемость: где появляются дети и кто их рожает

По последней доступной статистике Росстата, в 2024 году в стране родилось 1 222 000 детей. Подавляющее большинство — у родителей 20–50 лет.

Средний возраст первого рождения продолжает расти и сегодня составляет 28,5 лет.

Хотя распределение рождаемости между тремя основными возрастными группами по средним значениям последних лет выглядит относительно сбалансированным, наблюдается устойчивый тренд на смещение родов в старшие возрастные группы.

Для нас, маркетологов, особенно важен возрастной коэффициент рождаемости — показатель, учитывающий только женщин детородного возраста. Он показывает, что, если в России сейчас рождается ребенок, то:

  • в 48% случаев мать моложе 30 лет, а в 52% — от 30 до 50 лет;
  • при рождении первого ребенка в 72% случаев мать моложе 30 лет.

Эту статистику можно детализировать по вторым, третьим и последующим родам, чтобы точнее прогнозировать состав целевой аудитории и адаптировать маркетинговые стратегии. 



Почему демография снова в центре внимания

Когда говорят о «демографической яме», обычно имеют в виду суммарный коэффициент рождаемости. Рост населения начинается, когда этот показатель превышает 2,1. Сегодняшнее значение — 1,4, в планах — увеличение до 1,6–1,8. Государственные стратегии ставят и более амбициозные цели.

Многодетность активно продвигается именно сейчас, потому что окно возможностей очень короткое: число женщин, находящихся в фертильном возрасте, сокращается, а старение населения ускоряется.

Тем, кто хочет глубже погрузиться в тему, можно обратиться к двум открытым документам: Национальный проект «Семья» и Доклад Общественной палаты о мерах поддержания устойчивой рождаемости. Оба содержат развернутые прогнозы и расчеты.

Поскольку в этот раз моя статья наполнена точными и структурированными данными статистики, то в следующий раз предлагаю обратиться к миру чувств и инсайтов нашей ЦА. Мы рассмотрим межсегментную динамику разных возрастных групп: их взаимодействие, особенности коммуникации и поведенческие паттерны в зависимости от возраста. 


КИНДЕРINFO. Публикации Business_2_Mommies (B2M) 

Новая рубрика сайта КИНДЕРinfo: «Как продавать российской семье» от Дарьи Головиной / BUSINESS_2_MOMMIES

КИНДЕРINFO. Статьи и интервью

Ульяна Храмкова
Исследование рынка детских товаров
Детское телевидение
Алена Трубина Пластмастер
Товары для новорожденных
Маркировка игрушек
06.10.2025

Со специальным кодом: обязательная маркировка детских товаров

1 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ №819 от 31 мая 2025 года, определяющее правила и этапы обязательной маркировки целого ряда детских товаров. Для производителей и импортеров она стартует 1 декабря 2025 года. С этой же даты торговые компании и розничные магазины могут маркировать товарные остатки.

Какие шаги уже сейчас следует предпринять игрокам рынка? Какие товары теперь придется маркировать? В какие сроки необходимо это сделать? Редакция b2b-журнала КИНДЕРinfo собрала на информационных ресурсах ЦРПТ (оператора государственной системы маркировки «Честный знак») ответы на эти вопросы. 

Даша Тори, Mascot Studio
Виктор Зверьков, издательство Фламинго
Анастасия Бутрамьева, МСЦ 
Супергерои лицензионного рынка в цифрах «Ипсос Комкон» 
Back to school: выбирает ребенок 
Мария Дворядкина (телеканал Мультиландия): «Мы превратили телик в игровую консоль»
01.10.2025

Мария Дворядкина (телеканал Мультиландия): «Мы превратили телик в игровую консоль»

Современные дети – очень интересная, но в то же время непростая аудитория. Они живут в наполненном информацией мире, быстро переключают внимание, часто меняют предпочтения и стремятся создавать собственный контент.

Мария Дворядкина, директор «Мультиландии», рассказала читателям журнала КИНДЕРinfo о том, как телеканал общается со зрителями, как меняются тренды медиапотребления, и поделилась успешными кейсами взаимодействия с детской аудиторией. 

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies